Любители и знатоки автомобильной истории прекрасно знают, чем знаменит уютный и зеленый североморавский городок Копрживнице в Чехии. Конечно же, своими «татрами». Здесь расположен главный завод, выпускающий хорошо известные нам многоосные самосвалы и тягачи, низкие стремительные лимузины. Это сегодня Копрживнице - центр производства знаменитой автомобильной марки, а в конце XIX века он был ничем не примечательным тихим и провинциальным городком, окруженным живописными Бескидами. Принадлежала эта территория могущественной монархии Австро-Венгрии.
Одним из немногочисленных производств городка была каретная мастерская Игнаца Шусталы, основанная еще в 1853 году. Выпускала она самые различные конные повозки и экипажи до 1200 штук в год, а когда рядом прошла железная дорога, из ее ворот стали выходить и первые вагоны. Мастерская, постепенно превращавшаяся в небольшой частный заводик, получила название «Нессельсдорфер Вагонбау-фабрикге- зельшафт» или сокращенно NW. И вот под его крышей, рядом с новенькими повозками для простого люда, раззолоченными каретами для австро-венгерской знати и пассажирскими вагонами, в 1897 году появился первый в Австро-Венгрии и первый в Центральной Европе бензиновый автомобиль, названный «Президент». Ему же суждено было потом стать также первым автомобилем Чехии.
«Нессельсдорфер Президент» - легендарный самоходный экипаж, родоначальник семейства автомобилей «Татра»
К 80-летию своего роскошного 4-местного первенца на заводе «Татра построили копию «Президента»
Идея создания собственного автомобиля появилась, когда в городок привезли из Германии фаэтон Бенца и с ним один запасной мотор в придачу. Автомобиль использовали для нужд завода, а двигатель решили разобрать и хорошенько изучить. Туг-то и родилась мысль, поставить его на обычную конную повозку, сделав ее самоходной. Даже по тем техническим возможностям, это оказалось не так уж и сложно. В качестве базы взяли стандартную четырехместную коляску типа «Милорд», достаточнопросторную и удобную, с высоким местом для кучера, элегантно загнутым передком и четырьмя высокими деревянными колесами! Мотор Бенца уложили в специально приделанном сзади ящике. Сделали это, не особенно задумываясь,, поскольку тогда такими были все автоюбилеи. Впоследствии
почти все отказались от этой схемы, но для завода из Копрживнице заднее расположение двигателя стало прочной традицией на всю жизнь. До сих пор легковые представительские «татры» оборудованы моторами, размещенными сзади. Но вернемся к «Президенту». Карбюратор и система зажигания также были «бенцовскими», зато систему охлаждения сделали по-своему. Она включала не только радиатор, но и конденсаторы для образующегося пара, а также дополнительные бачки с запасом воды. Ее емкость достигала 27 литров. Крутящий момент с коленчатого вала двигателя передавался двумя плоскими ремнями на шкивы промежуточного вала диаметром 300 и 400 мм, а с них бортовыми цепными передачами на звездочки каждого заднего колеса.. При перебрасывании ремней с одного шкива на другой можно было получить две передачи вперед. Внутри шкивов скрывался еще и простенький дифференциал. Все это было еще одним характерным примером заимствования хорошо известной конструкции, в чем никто не находил ничего предосудительного. Впрочем, сам Бенц поощрял все это, получая огромные прибыли от использования его идей.
И все-таки чехи внесли немало своего в конструкцию «Президента» Самобытным было шасси или, точнее, конная повозка собственного изготовления. При ее переделке в автомобиль она претерпела совсем незначительные изменения. Огромные задние колеса диаметром 1,1 м подвешивались на полуэллиптических рессорах, передние — на эллиптических. Они поворачивались на шкворнях, а не на поворотном круге, как было принято у карет.
«Президент» на старте пробега из Копрживнице в Вену (21 мая 1898 года)
«Президент» был так похож на карету, что казалось, ему не хватает спереди лошадей, чтобы стронуться с места
Управляли колесами при помощи рулевой рукоятки, напоминавшей велосипедный или мотоциклетный руль.. Новинкой того времени считались крылья над передними колесами. Ножной тормоз был ленточного типа и воздействовал на задние барабаны, а при помощи длинного рычага справа с места кучера можно было привести в действие два тормозных башмака, прижимавшихся прямо к массивным резиновым обручам ведущих колес. В наследство от кареты «Президенту» достался огромный складной тент, закрывавший сразу все 4 места, а также два карбидных фонаря, ажурная решеточка вместо переднего бампера и даже гнутые рамки перед водителем, служившие некогда вознице для складывания вожжей на стоянке. От кареты остался и такой сложный прибор, как механический счетчик пройденного расстояния!, указывавший пробег с точностью до 1 метра.
Вообще «Президент» трудно отличить от кареты. Казалось, не хватает лишь лошадей, чтобы сдвинуть его с места. Но нет, их не впрягали, а в одно прекрасное утро покрутили где-то у заднего колеса ручку, что-то внутри экипажа затарахтело, и он, дернувшись пару раз, медленно двинулся вперед, обдавая своих создателей сизым дымом и черной копотью. Но они были этому только рады. Кстати, с «Президентом» связана судьба некоторых в будущем знаменитых автоконструкторов. Его главным творцом был Леопольд Свитак, создавший основы традиций на «Татре». Вместе с ним трудились еще два никому неизвестных студента Ганс Ледвинка и Эдуард Румплер. Первому суждено войти в историю как создателю семейства автомобилей «Татра», всегда поражавших современников. Второй останется в памяти потомков своими новаторскими проектами самых удивительных автомобилей, опередивших свое время.
Судьба единственного экземпляра «Президента» коротка. В мае 1898 года с четырьмя пассажирами на борту он за сутки преодолел 328 км до Вены, где его показывали на промышленной выставке. Теперь он хранится в Техническом музее Праги, а в 70-е годы для музейного собрания заводов «Татра» сделали его точную копию, но тогда на это ушло не несколько недель, как в конце прошлого века, а целых три года или 10 тысяч часов работы.
«Президент» стал родоначальником огромного семейства автомобилей «Татра», а на рубеже веков за ним последовали его многочисленные родные братья, носившие собственные красивые имена: «Метеор», «Вице-президент», «Нессельсдорф», «Вена» и другие. Были среди них просторные открытые и закрытые моторные коляски, гоночные и грузовые машины, первые автобусы и электромобили.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ПРЕЗИДЕНТ» (1897 г.)
Число мест - 4. Двигатель двухцилиндровый V-образный горизонтальный карбюраторный водяного охлаждения. Объем - 2714 см3. Мощность - 6,6 л.с. при 600 об/мин. Трансмиссия - ременная, число передач - 2. База - 1780 мм. Длина - 3225 мм, ширина - 1472 мм, высота - 2290 мм с тентом. Колея - /750 мм Масса - 1000 кг. Максимальная скорость - 25 км/ч. Расход топлива - 15 л на 100 км.
Оставьте ваш комментарий