Блог

Любители и знатоки автомобильной истории пре­красно знают, чем знаменит уютный и зеленый северо­моравский городок Копрживнице в Чехии. Конечно же, своими «татрами». Здесь расположен главный завод, вы­пускающий хорошо из­вестные нам многоосные самосвалы и тягачи, низ­кие стремительные лиму­зины. Это сегодня Коп­рживнице - центр произ­водства знаменитой авто­мобильной марки, а в кон­це XIX века он был ничем не примечательным тихим и провинциальным город­ком, окруженным живо­писными Бескидами. При­надлежала эта территория могущественной монар­хии Австро-Венгрии. 

Одним из немногочис­ленных производств го­родка была каретная мас­терская Игнаца Шусталы, основанная еще в 1853 го­ду. Выпускала она самые различные конные повоз­ки и экипажи до 1200 штук в год, а когда рядом прошла железная дорога, из ее ворот стали выхо­дить и первые вагоны. Ма­стерская, постепенно превращавшаяся в небольшой частный заводик, получи­ла название «Нессельсдорфер Вагонбау-фабрикге- зельшафт» или сокращен­но NW. И вот под его кры­шей, рядом с новенькими повозками для простого люда, раззолоченными ка­ретами для австро-венгер­ской знати и пассажир­скими вагонами, в 1897 году появился первый в Австро-Венгрии и первый в Центральной Европе бензиновый автомобиль, названный «Президент». Ему же суждено было потом стать также первым автомоби­лем Чехии. 

«Нессельсдорфер Президент» - легендарный самоходный экипаж, родоначальник семейства автомобилей «Татра» 

К 80-летию своего роскошного 4-местного первенца на заводе «Татра построили копию «Президента» 

Идея создания собственного автомобиля появилась, когда в городок привезли из Германии фаэтон Бенца и с ним один запасной мотор в придачу. Автомобиль использовали для нужд завода, а двигатель решили разо­брать и хорошенько изучить. Туг-то и родилась мысль, поставить его на обычную конную повозку, сделав ее са­моходной. Даже по тем техническим возможностям, это оказалось не так уж и сложно. В качестве базы взяли стандартную четы­рехместную коляску типа «Милорд», достаточнопросторную и удобную, с высоким местом для куче­ра, элегантно загнутым пе­редком и четырьмя высо­кими деревянными коле­сами! Мотор Бенца уложи­ли в специально приде­ланном сзади ящике. Сде­лали это, не особенно за­думываясь,, поскольку тог­да такими были все авто­юбилеи. Впоследствии

почти все отказались от этой схемы, но для завода из Копрживнице заднее расположение двигателя стало прочной традицией на всю жизнь. До сих пор легковые представитель­ские «татры» оборудованы моторами, размещенными сзади. Но вернемся к «Пре­зиденту». Карбюратор и система зажигания также были «бенцовскими», зато систему охлаждения сде­лали по-своему. Она вклю­чала не только радиатор, но и конденсаторы для об­разующегося пара, а также дополнительные бачки с запасом воды. Ее емкость достигала 27 литров. Кру­тящий момент с коленча­того вала двигателя пере­давался двумя плоскими ремнями на шкивы проме­жуточного вала диамет­ром 300 и 400 мм, а с них бортовыми цепными передачами на звездочки каждого заднего колеса.. При перебрасывании ремней с одного шкива на другой можно было получить две передачи вперед. Внутри шкивов скрывался еще и простенький дифференциал. Все это было еще одним характерным примером заимствования хорошо известной конструкции, в чем никто не находил ничего предосудительно­го. Впрочем, сам Бенц поощрял все это, получая огром­ные прибыли от использования его идей. 

И все-таки чехи внесли немало своего в конструк­цию «Президента» Самобытным было шасси или, точнее, конная повозка собственного изготовле­ния. При ее переделке в автомобиль она претерпе­ла совсем незначительные изменения. Огромные задние колеса диаметром 1,1 м подвешивались на полуэллиптических рес­сорах, передние — на эл­липтических. Они пово­рачивались на шкворнях, а не на поворотном круге, как было принято у карет. 

«Президент» на старте пробега из Копрживнице в Вену (21 мая 1898 года)

«Президент» был так похож на карету, что казалось, ему не хватает спереди лошадей, чтобы стронуться с места 

Управляли колесами при помощи рулевой рукоят­ки, напоминавшей вело­сипедный или мотоцик­летный руль.. Новинкой того времени считались крылья над передними колесами. Ножной тормоз был ленточного типа и воздействовал на задние барабаны, а при помощи длинного рычага справа с места кучера можно было привести в действие два тормозных башмака, при­жимавшихся прямо к мас­сивным резиновым обру­чам ведущих колес. В на­следство от кареты «Пре­зиденту» достался огром­ный складной тент, за­крывавший сразу все 4 ме­ста, а также два карбид­ных фонаря, ажурная ре­шеточка вместо передне­го бампера и даже гнутые рамки перед водителем, служившие некогда воз­нице для складывания во­жжей на стоянке. От кареты остался и такой сложный прибор, как механический счетчик пройденного рас­стояния!, указывавший пробег с точностью до 1 метра. 

Вообще «Президент» трудно отличить от кареты. Казалось, не хватает лишь лошадей, чтобы сдвинуть его с места. Но нет, их не впрягали, а в одно прекрасное ут­ро покрутили где-то у заднего колеса ручку, что-то вну­три экипажа затарахтело, и он, дернувшись пару раз, медленно двинулся вперед, обдавая своих создателей сизым дымом и черной копотью. Но они были этому только рады. Кстати, с «Президентом» связана судьба некоторых в буду­щем знаменитых автокон­структоров. Его главным творцом был Леопольд Свитак, создавший осно­вы традиций на «Татре». Вместе с ним трудились еще два никому неизвест­ных студента Ганс Ледвинка и Эдуард Румплер. Первому суждено войти в историю как создателю семейства автомобилей «Татра», всегда поражав­ших современников. Вто­рой останется в памяти потомков своими нова­торскими проектами са­мых удивительных авто­мобилей, опередивших свое время. 

Судьба единственного экземпляра «Президента» коротка. В мае 1898 года с четырьмя пассажирами на борту он за сутки преодо­лел 328 км до Вены, где его показывали на про­мышленной выставке. Те­перь он хранится в Техни­ческом музее Праги, а в 70-е годы для музейного собрания заводов «Татра» сделали его точную ко­пию, но тогда на это ушло не несколько недель, как в конце прошлого века, а целых три года или 10 ты­сяч часов работы. 

«Президент» стал родо­начальником огромного семейства автомобилей «Татра», а на рубеже веков за ним последовали его многочисленные родные бра­тья, носившие собственные красивые имена: «Метеор», «Вице-президент», «Нессельсдорф», «Вена» и другие. Бы­ли среди них просторные открытые и закрытые мотор­ные коляски, гоночные и грузовые машины, первые ав­тобусы и электромобили.

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ПРЕЗИДЕНТ» (1897 г.)

Число мест - 4. Двигатель двухцилиндровый V-образный горизонтальный карбюраторный водяного охлаждения. Объем - 2714 см3. Мощность - 6,6 л.с. при 600 об/мин. Трансмиссия - ременная, число передач - 2. База - 1780 мм. Длина - 3225 мм, ширина - 1472 мм, высота - 2290 мм с тентом. Колея - /750 мм Масса - 1000 кг. Максимальная скорость - 25 км/ч. Расход топлива - 15 л на 100 км.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: