В конце 1896 года в небольшом немецком городке Эйзенах была основана акционерная компания «Фарцойгфабрик Эйзенах».
Вряд ли ее ожидало большое будущее, как и десятки других мелких и безвестных фирм- мастерских, которые, как грибы, рождались на рубеже веков и так же скоротечно угасали, уходя в полное небытие. Но этой фирме в общем-то повезло. Она вошла в состав группы машиностроительных заводов Генриха Эрхардта, получившего престижное прозвище «Маленький Крупп». Можно сказать, это прозвище и определило дальнейшую благоприятную судьбу компании. В регистрационной карточке ее деятельность определялась очень широко, может быть, даже слишком: «Производство велосипедов, повозок, моторных военных машин и дрожек, омнибусов и моторов для воздухоплавания». Эрхардта называли еще и «вторым орудийным королем Германии», поэтому оправдать это не менее почетное звание должна была и эта небольшая фирма. На ней сразу же развернули выпуск орудийных лафетов, полевых кухонь и другого армейского имущества. Идея выпуска гражданских машин в то время всем представлялась просто смешной!
От этого неприметного «Вартбурга» 1899 года начинается целая эпоха германского автомобилестроения
«Вартбург» дал название марке легковых автомобилей из ГДР и стоял у колыбели известной фирмы БМВ
И все-таки руками энтузиастов автомобильного дела первые три образца легковых машин были сделаны и показаны на Дюссельдорфской автомобильной выставке в 1898 году. Это были электромобиль с французскими агрегатами, легкая бензиновая трехколеска также по образцу французских машин «Болле» и небольшая четырехколесная тележка с бензомотором Бенца и целиком поворачивающейся передней осью. Ничего особенного в них не было и вовсе не им было суждено определить автомобильное будущее компании из Эйзенаха.
В то время когда эти машины красовались в Дюссельдорфе, на дворе завода рядом с пушечными лафетами появились две легкие машинки, тоже купленные во Франции у фирмы «Дековилль». В сентябре 1898 года к ним прикупили еще и лицензию, а в следующем году появились уже две собственные самоходные повозки, ничуть не отличавшиеся от своих заграничных аналогов. Они получили имя «Вартбург» - по названию замка близ городка. Первая из них - «модель I» имела расположенный сзади двухцилиндровый мотор воздушного охлаждения объемом 479 см3, который как бы состоял из двух одинаковых одноцилиндровых частей!
Он развивал мощность 3,5-4 л.с. Другой образец - «модель 2» - снабжался аналогичным мотором, но уже водяного охлаждения, развивавшим 5 сил. Внешне от первого экземпляра второй отличался только змеевиком радиатора, размещенным между передних колес. Впускные клапаны были автоматические, боковые выпускные клапаны управлялись толкателями от коленчатого вала. Зажигание было электрическое батарейное. Для пуска мотора требовалось возиться с громоздкой ручкой - сбоку рулевой колонки стояло ручное заводное колесо-маховик.
Сцепление было конусное, коробка передач обеспечивала три скорости и снабжалась подвижными шестернями, перемещавшимися вдоль своих валов посредством рычажных механизмов. Автомобили не имели традиционного цепного привода ведущих колес. Они приводились короткими валиками от главной шестеренчатой передачи с дифференциалом. Рама была сделана из легких труб. Рессорную подвеску имели только передние колеса, задние колеса крепились на раме при помощи растяжек, укрепленных, как у карет, к лихо загнутым вверх упругим концам рамы. Ножной тормоз действовал на вал главной передачи, а два ручных ленточных тормоза зажимали заднюю ведущую ось. Оспицованные колеса снабжались пневматиками.
В стандартном исполнении автомобили были двухместными, но по желанию спереди можно было установить еще одно небольшое, развернутое в противоположную сторону, место для третьего пассажира. Все сиденья обивались кожей и имели красивые витые поручни. Над задними местами можно было натянуть легкий тент. Спереди ставили две ацетиленовые фары, на рулевой колонке - дудку звукового сигнала, на крыльях - высокие плетеные корзинки для зонтиков.
Благодаря усилиям специалистов с «Дековилля», германские лицензионные образцы получились очень удачными. Из них выбрали вторую модель с водяным охлаждением и решили запустить ее в производство. В 1899 году было сделано только 4 «Вартбурга», но на выставках в том же году они успели получить 22 золотые медали «за выдающееся качество», хотя лавры призеров надо было скорее адресовать французам. В одном из дипломов было сказано: «Управление автомобилем «Вартбург» очень точное, мотор достаточно сильный, езда мягкая и приятная. Повозка оснащена мотором, который работает бесшумно и без запаха. Езда на ней удобна и без сотрясений...» Давая такие хвалебные оценки новым немецким автомобилям, жюри, видимо, забывало, что это были всего лишь точные копии французских «дековиллей».
Автомобили «Вартбург» около одноименного замка в Тюрингии демонстрируют свои достоинства покупателям
Один из трех сохранившихся до наших дней автомобилей «Вартбург» образца 1899 года
Так почему же мы в разряд знаменитых автомобилей вдруг поместили «Вартбург»? Да потому, что первый «Вартбург» знаменит прежде всего тем, что открыл целую эпоху в германском автомобилестроении и явился прародителем многих самых известных немецких машин, заложив основы крупной автомобильной индустрии как в ФРГ, так и в некогда существовавшей ГДР. Слава «Вартбурга» вскоре затмила известность французской марки «Дековилль», бывшей в ряду старейших на планете производителей автомобилей.
У небольшой фирмы, создавшей «вартбурги», оказалась бурная и славная исторгав Вскоре после выпуска своих первенцев «Фарцойгфабрик Эйзенах» начала делать небольшие машинки марки «Дикси», а в 20-х годах сама стала называться «Дикси» и создала прообраз легкового автомобиля, который потом стал первым легковым БМВ. Позднее фирма вошла в группу БМВ, а после войны завод в Эйзенахе сделался главным автомобильным предприятием ГДР. Из его ворот долгие год выходили известные легковые автомобили «Вартбург», название которых напоминало об их предке, рожденном в конце XIX века. А тот самый первый «Вартбург» долгое время считался основоположником автомобильной промышленности ГДР и первым автомобилем немецкого рабоче-крестьянского государства с объединением обоих германских государств технически и морально устаревшие трехцилиндровые машины, а вместе с ними и марка «Вартбург», ушли в историю. Их место заняли более совершенные «Фолькссвагены». А три первых «Вартбурга» сохранены в музеях заводов в Эйзенахе и фирмы БМВ, которая также считает его своим родоначальником. А один из «Вартбургов» хранится даже в музее Генри Форда в США. Сегодня марка «Вартбург» навевает немцам ностальгические воспоминания о своем прошлом, и не только автомобильном.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ВАРТБУРГ» (1899 г.)
Число мест - 3. Двигатель двухцилиндровый четырехтактный водяного охлаждения. Объем - 764 см3. Мощность - 5 л.с. при 1000 об/мин. Число передач - 3. База - 1520 мм. Длина - 2300 мм, ширина - 1250 мм, высота - 1300 мм. Масса - 315 кг. Колея - 1050 мм. Максимальная скорость - 40 км/ч.
Оставьте ваш комментарий