Блог

В конце 1896 года в небольшом немецком городке Эйзенах была основана акционерная компания «Фарцойгфабрик Эйзенах».

Вряд ли ее ожидало большое будущее, как и десятки других мелких и безвестных фирм- мастерских, которые, как грибы, рождались на рубе­же веков и так же скоро­течно угасали, уходя в пол­ное небытие. Но этой фирме в общем-то повез­ло. Она вошла в состав группы машиностроитель­ных заводов Генриха Эр­хардта, получившего пре­стижное прозвище «Ма­ленький Крупп». Можно сказать, это прозвище и определило дальнейшую благоприятную судьбу компании. В регистраци­онной карточке ее дея­тельность определялась очень широко, может быть, даже слишком: «Про­изводство велосипедов, повозок, моторных воен­ных машин и дрожек, ом­нибусов и моторов для воздухоплавания». Эрхард­та называли еще и «вто­рым орудийным королем Германии», поэтому оправ­дать это не менее почет­ное звание должна была и эта небольшая фирма. На ней сразу же развернули выпуск орудийных лафе­тов, полевых кухонь и дру­гого армейского имущест­ва. Идея выпуска граждан­ских машин в то время всем представлялась про­сто смешной! 

От этого неприметного «Вартбурга» 1899 года начинается целая эпоха германского автомобилестроения 

«Вартбург» дал название марке легковых автомобилей из ГДР и стоял у колыбели известной фирмы БМВ 

И все-таки руками энтузиастов авто­мобильного дела первые три образца легковых ма­шин были сделаны и показаны на Дюссельдорфской автомобильной выставке в 1898 году. Это были электромобиль с французскими аг­регатами, легкая бензиновая трехколеска также по об­разцу французских машин «Болле» и небольшая четы­рехколесная тележка с бензомотором Бенца и целиком поворачивающейся передней осью. Ничего особенного в них не было и вовсе не им было суждено определить автомобильное будущее компании из Эйзенаха.

В то время когда эти машины красовались в Дюс­сельдорфе, на дворе заво­да рядом с пушечными ла­фетами появились две лег­кие машинки, тоже куп­ленные во Франции у фирмы «Дековилль». В сен­тябре 1898 года к ним прикупили еще и лицен­зию, а в следующем году появились уже две собст­венные самоходные по­возки, ничуть не отличав­шиеся от своих загранич­ных аналогов. Они полу­чили имя «Вартбург» - по названию замка близ го­родка. Первая из них - «модель I» имела располо­женный сзади двухцилин­дровый мотор воздушного охлаждения объемом 479 см3, который как бы состо­ял из двух одинаковых од­ноцилиндровых частей! 

Он развивал мощность 3,5-4 л.с. Другой образец - «модель 2» - снабжался аналогичным мотором, но уже водяного охлаждения, развивавшим 5 сил. Внеш­не от первого экземпляра второй отличался только змеевиком радиатора, раз­мещенным между перед­них колес. Впускные кла­паны были автоматиче­ские, боковые выпускные клапаны управлялись тол­кателями от коленчатого вала. Зажигание было электрическое батарей­ное. Для пуска мотора тре­бовалось возиться с гро­моздкой ручкой - сбоку рулевой колонки стояло руч­ное заводное колесо-маховик. 

Сцепление было конусное, коробка передач обеспечивала три скорости и снабжалась подвижными шестернями, перемещавши­мися вдоль своих валов посредством рычажных механизмов. Автомобили не имели традиционного цепного привода ведущих колес. Они приводились короткими валиками от главной шестеренчатой передачи с дифференциалом. Рама была сделана из легких труб. Рес­сорную подвеску имели только передние колеса, задние колеса крепились на раме при помощи растяжек, укре­пленных, как у карет, к лихо загнутым вверх упругим концам рамы. Ножной тормоз действовал на вал глав­ной передачи, а два руч­ных ленточных тормоза зажимали заднюю веду­щую ось. Оспицованные колеса снабжались пневматиками. 

В стандартном испол­нении автомобили были двухместными, но по же­ланию спереди можно было установить еще од­но небольшое, разверну­тое в противоположную сторону, место для третье­го пассажира. Все сиденья обивались кожей и имели красивые витые поручни. Над задними местами можно было натянуть лег­кий тент. Спереди ставили две ацетиленовые фары, на рулевой колонке - дуд­ку звукового сигнала, на крыльях - высокие плете­ные корзинки для зонти­ков. 

Благодаря усилиям специалистов с «Дековилля», германские лицензи­онные образцы получи­лись очень удачными. Из них выбрали вторую мо­дель с водяным охлажде­нием и решили запустить ее в производство. В 1899 году было сделано только 4 «Вартбурга», но на вы­ставках в том же году они успели получить 22 золотые медали «за выдающееся ка­чество», хотя лавры призеров надо было скорее адресовать французам. В одном из дипломов было сказано: «Управление автомобилем «Вартбург» очень точное, мо­тор достаточно сильный, езда мягкая и приятная. По­возка оснащена мотором, который работает бесшумно и без запаха. Езда на ней удобна и без сотрясений...» Да­вая такие хвалебные оценки новым немецким автомо­билям, жюри, видимо, забывало, что это были всего лишь точные копии французских «дековиллей». 

Автомобили «Вартбург» около одноименного замка в Тюрингии демонстрируют свои достоинства покупателям 

Один из трех сохранившихся до наших дней автомобилей «Вартбург» образца 1899 года 

Так почему же мы в разряд знаменитых автомоби­лей вдруг поместили «Вартбург»? Да потому, что первый «Вартбург» знаменит прежде всего тем, что открыл це­лую эпоху в германском автомобилестроении и явился прародителем многих самых известных немецких ма­шин, заложив основы крупной автомобильной индуст­рии как в ФРГ, так и в некогда существовавшей ГДР. Сла­ва «Вартбурга» вскоре затмила известность француз­ской марки «Дековилль», бывшей в ряду старейших на планете производите­лей автомобилей. 

У небольшой фирмы, создавшей «вартбурги», оказалась бурная и слав­ная исторгав Вскоре после выпуска своих первенцев «Фарцойгфабрик Эйзе­нах» начала делать не­большие машинки марки «Дикси», а в 20-х годах са­ма стала называться «Дик­си» и создала прообраз легкового автомобиля, ко­торый потом стал первым легковым БМВ. Позднее фирма вошла в группу БМВ, а после войны завод в Эйзенахе сделался глав­ным автомобильным предприятием ГДР. Из его ворот долгие год выхо­дили известные легковые автомобили «Вартбург», название которых напоминало об их предке, ро­жденном в конце XIX века. А тот самый первый «Вартбург» долгое время считался основоположни­ком автомобильной промышленности ГДР и пер­вым автомобилем немец­кого рабоче-крестьянско­го государства с объединением обоих германских государств технически и морально устарев­шие трехцилиндровые машины, а вместе с ними и мар­ка «Вартбург», ушли в историю. Их место заняли более совершенные «Фолькссвагены». А три первых «Вартбур­га» сохранены в музеях заводов в Эйзенахе и фирмы БМВ, которая также считает его своим родоначальни­ком. А один из «Вартбургов» хранится даже в музее Ген­ри Форда в США. Сегодня марка «Вартбург» навевает немцам ностальгические воспоминания о своем про­шлом, и не только автомобильном. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ВАРТБУРГ» (1899 г.)

Число мест - 3. Двигатель двухцилиндровый четырехтактный водяного охлаждения. Объем - 764 см3. Мощность - 5 л.с. при 1000 об/мин. Число передач - 3. База - 1520 мм. Длина - 2300 мм, ширина - 1250 мм, высота - 1300 мм. Масса - 315 кг. Колея - 1050 мм. Максимальная скорость - 40 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: