Блог

Английская автомобильная промышленность в кон­це XIX века намного отставала от французской или не­мецкой. С 1896 года на территории Британии уже обос­новался филиал герман­ского «Даймлера», но объ­ем его производства тогда был очень небольшим, да и первые английские маши­ны полностью повторяли оригиналы. С 1895 года ан­гличанин Фредерик Ланчестер начал строить свои автомобили в единичных экземпьлярах, тоже взяв за основу заграничный обра­зец - немецкий «Бенц». 

Поэтому к концу века для англичан стало насущной потребностью утешить свою национальную гор­дость в этой области соз­данием «чисто британско­го автомобиля». Его дала стране компания «Уолсли Шип Шиэринг Мэшин Ко» из Бирмингема, которая в то время, как следовало из ее названия, занималась производством машинок для стрижки овец. 

Судьбою было предо­пределено, чтобы молодой выпускник технического колледжа Герберт Остин стал представителем ком­пании в далекой Австра­лии. Он показал себя там настолько предприимчи­вым, изобретательным и вдумчивым, что по возвра­щении на родину в 1893 году ему предложили мес­то технического директора. Но машинки для овец вовсе не привлекали Ости­на. Он мыслил «крупными категориями» и задумал переоборудовать всю фирму под производство легких моторов внутреннего сгора­ния, а потом установить их на безлошадные экипажи. 

Легкий одноцилиндровый «Уолсли» 1904 года с двигате­лем 1,3 л - первый английский серийный автомобиль 

Уникальный одноцилиндровый «Уолсли-7,5 HP» (1902 г.) с кузовом «тонно» из коллекции Лондонского музея науки 

В 1895 году Остин купил во Франции трехколесный автомобильчик Леона Болле. Несколько раз разобрав и собрав его, он хорошо изучил конструкцию, а через год и сам сделал подобную машину, значительно ее усовер­шенствовав. Этот первенец имел двухцилиндровый мо­тор горизонтального расположения, что делало его ком­пактнее и ниже. Через год последовал еще один трехко­лесный образец, все части к которому уже делали в Анг­лии. С этих двух миниа­тюрных повозок и нача­лась одна из первых тради­ций «Уолсли» - легкие го­ризонтальные двигатели.

В 1899 году появился первый четырехколесный «Уолсли-5НР» с одноци­линдровым моторчиком, который как раз и считает­ся «первым чисто англий­ским самоходным экипа­жем крупносерийного производства». Это был легкий двухместный автомобильчик-вуатюретка, на вид очень коротенький, ладненький и компактный. Спереди за единственной ацетиленовой фарой рас­полагался низкий плоский «нос», опутанный гофри­рованными трубками во­дяного охлаждения. Эта внешняя особенность мно­гие годы отличала «Уолс­ли» ото всех прочих легко­вых и гоночных машин других стран и фирм. 

Под капотом скрывал­ся легкий горизонтальный мотор, обращенный го­ловкой блока вперед. Его сделали целиком из чугу­на и оснастили двумя кла­панами, Один из них, впу­скной, был автоматиче­ским, а выпускной приво­дился коротеньким распределительным валиком. Он развивал всего 4,5 си­лы. Самой оригинальной у первых «Уолсли» была трансмиссия. Прежде всего надо сказать о трехступен­чатой коробке передач, которая стояла в средней части рамы под передним сиденьем. От коленчатого вала мо­тора через коническое сцепление крутящий момент передавался к ней длинным клиновым ремнем Рейнол­дса, а от нее на две звездочки полуосей задних ведущих колес - бортовыми цепными передачами. Это позволи­ло облегчить заднюю ось, а дифференциал перенести внутрь коробки. Рама первого автомобиля была скле­пана из продольных стальных профилей, к концам ко­торых крепились рессоры с осями. Ножной тормоз воздействовал на шкив коробки передач, а ручной при­жимал тормозные башмаки прямо к шинам задних ко­лес. На более поздних выпусках тормоз стал барабан­ным, а архаичный рычаг управления поменяли на круг­лый руль. Все колеса были деревянные, так называе­мого артиллерийского ти­па с пневматиками. 

В 1900 году одноци­линдровые первенцы удачно выступили в 1000­мильном пробеге по тер­ритории Англии, и после этого началось их произ­водство. Одновременно остин разработал вторую модель «Уолсли-ЮНР» с двухцилиндровым 10­сильным двигателем ана­логичной конструкции. Он представлял собой два фактически соединенных друг с другом одноцилин­дровых моторчика. Ко­робка здесь уже имела 4 передачи. Соединив между собой два двухцилиндро­вых мотора, остин в 1902 году легко получил четы­рехцилиндровый агрегат. 

Такой «Уолсли» имел еще более оригинальную трансмиссию. На обоих концах коленчатого вала здесь стояло по одному конусному сцеплению, от каждого из которых шло по одному клиновому ремню на пятиступенча­тую коробку, а от нее две бортовые цепи на заднюю ось. Эти автомобили снаб­жались как двух-, так и че­тырехместными открыты­ми кузовами с тентом, причем последние имели не­большие сиденья в задних углах кузова «тонно», а дос­туп к ним открывала дверца в задней стенке. 

Со временем мощность одноцилиндрового мотора возросла до 6 л.с., а двухцилиндрового соответственно до 12 сил. Естественно, что четырехцилиндровый мо­тор развивал вдвое большую мощность, а это позволя­ло на базе этой машины сделать гоночные образцы. Получились низкие приземистые машины с пологим треугольным капотом и клиновидной передней частью с аккуратно уложенными по ней трубками охлаждения, которые назывались «Битлз» («жуки») и активно участ­вовали во многих гонках начала века. При мощности 30 л.с. они достигали скорости 84 км/ч.

Гоночный «Уолсли-30 HP» на гонках Париж-Вена.

За рулем - Герберт Остин 

Четырехместный вариант 2-цилиндрового «Уолсли-ЮНР» (1903 г.) 

«Уолсли» с горизонтальными моторами были первы­ми английскими серийными автомобилями. В 1901 году их было продано 327 штук, а через два года - 800, что считалось огромным коли­чеством в то время. 

Век горизонтальных двигателей оказался ко­ротким. В 1905 году руко­водство фирмы решило начать выпуск новой се­рии с вертикальными мо­торами, но Остин воспро­тивился, и это стоило ему поста генерального менед­жера. Он ушел с «Уолсли» и организовал собственную компанию, где приступил к изготовлению машин именно с... вертикальными моторами. На «Уолсли» же серию машин Остина со­бирали до 1906 года, а по­том переключились на вертикальные четырехцилиндровые двигатели по проекту инженера Джона Сиддли. Соответственно, автомобили получили на­звание «Уолсли-Сиддли». К началу войны фирма дела­ла 3000 машин в год и бы­ла в ряду крупнейших анг­лийских автомобильных компаний. В результате длительных и трудных преобразований «Уолсли» до наших дней не дожила, но знатоки автомобиль­ной истории наслышаны о некоторых ее более позд­них и достаточно извест­ных машинах, часто называвшихся у нас «Волслей». 

Первые автомобили «Уолсли», о которых мы расска­зали, можно считать, пожалуй, лучшими творенияими фирмы, принесшими ей самую громкую славу. Только в середине 30-х годов фирма смогла подняться на тот же уровень, выпустив спортивный «Хорнет». Ну а потом «Уолсли» изготовляла лишь варианты популярных «ос­тинов» и «моррисов», растворившись в 1976 году в пучи­не конкурентной борьбы. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «УОЛСЛИ - 10НР» (1902 г.)

Число мест - 2/4. Двигатель двухцилиндровый карбюраторный горизонтальный водяного охлаждения. Объем - 2606 см3. Мощность - 10 л.с. при 700 об/мин. Число передач - 4. База - 2130 мм. Колея передняя - 1220 мм, задняя - 1250 мм. Длина - 3300 мм. Скорость - 25 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: