Английская автомобильная промышленность в конце XIX века намного отставала от французской или немецкой. С 1896 года на территории Британии уже обосновался филиал германского «Даймлера», но объем его производства тогда был очень небольшим, да и первые английские машины полностью повторяли оригиналы. С 1895 года англичанин Фредерик Ланчестер начал строить свои автомобили в единичных экземпьлярах, тоже взяв за основу заграничный образец - немецкий «Бенц».
Поэтому к концу века для англичан стало насущной потребностью утешить свою национальную гордость в этой области созданием «чисто британского автомобиля». Его дала стране компания «Уолсли Шип Шиэринг Мэшин Ко» из Бирмингема, которая в то время, как следовало из ее названия, занималась производством машинок для стрижки овец.
Судьбою было предопределено, чтобы молодой выпускник технического колледжа Герберт Остин стал представителем компании в далекой Австралии. Он показал себя там настолько предприимчивым, изобретательным и вдумчивым, что по возвращении на родину в 1893 году ему предложили место технического директора. Но машинки для овец вовсе не привлекали Остина. Он мыслил «крупными категориями» и задумал переоборудовать всю фирму под производство легких моторов внутреннего сгорания, а потом установить их на безлошадные экипажи.
Легкий одноцилиндровый «Уолсли» 1904 года с двигателем 1,3 л - первый английский серийный автомобиль
Уникальный одноцилиндровый «Уолсли-7,5 HP» (1902 г.) с кузовом «тонно» из коллекции Лондонского музея науки
В 1895 году Остин купил во Франции трехколесный автомобильчик Леона Болле. Несколько раз разобрав и собрав его, он хорошо изучил конструкцию, а через год и сам сделал подобную машину, значительно ее усовершенствовав. Этот первенец имел двухцилиндровый мотор горизонтального расположения, что делало его компактнее и ниже. Через год последовал еще один трехколесный образец, все части к которому уже делали в Англии. С этих двух миниатюрных повозок и началась одна из первых традиций «Уолсли» - легкие горизонтальные двигатели.
В 1899 году появился первый четырехколесный «Уолсли-5НР» с одноцилиндровым моторчиком, который как раз и считается «первым чисто английским самоходным экипажем крупносерийного производства». Это был легкий двухместный автомобильчик-вуатюретка, на вид очень коротенький, ладненький и компактный. Спереди за единственной ацетиленовой фарой располагался низкий плоский «нос», опутанный гофрированными трубками водяного охлаждения. Эта внешняя особенность многие годы отличала «Уолсли» ото всех прочих легковых и гоночных машин других стран и фирм.
Под капотом скрывался легкий горизонтальный мотор, обращенный головкой блока вперед. Его сделали целиком из чугуна и оснастили двумя клапанами, Один из них, впускной, был автоматическим, а выпускной приводился коротеньким распределительным валиком. Он развивал всего 4,5 силы. Самой оригинальной у первых «Уолсли» была трансмиссия. Прежде всего надо сказать о трехступенчатой коробке передач, которая стояла в средней части рамы под передним сиденьем. От коленчатого вала мотора через коническое сцепление крутящий момент передавался к ней длинным клиновым ремнем Рейнолдса, а от нее на две звездочки полуосей задних ведущих колес - бортовыми цепными передачами. Это позволило облегчить заднюю ось, а дифференциал перенести внутрь коробки. Рама первого автомобиля была склепана из продольных стальных профилей, к концам которых крепились рессоры с осями. Ножной тормоз воздействовал на шкив коробки передач, а ручной прижимал тормозные башмаки прямо к шинам задних колес. На более поздних выпусках тормоз стал барабанным, а архаичный рычаг управления поменяли на круглый руль. Все колеса были деревянные, так называемого артиллерийского типа с пневматиками.
В 1900 году одноцилиндровые первенцы удачно выступили в 1000мильном пробеге по территории Англии, и после этого началось их производство. Одновременно остин разработал вторую модель «Уолсли-ЮНР» с двухцилиндровым 10сильным двигателем аналогичной конструкции. Он представлял собой два фактически соединенных друг с другом одноцилиндровых моторчика. Коробка здесь уже имела 4 передачи. Соединив между собой два двухцилиндровых мотора, остин в 1902 году легко получил четырехцилиндровый агрегат.
Такой «Уолсли» имел еще более оригинальную трансмиссию. На обоих концах коленчатого вала здесь стояло по одному конусному сцеплению, от каждого из которых шло по одному клиновому ремню на пятиступенчатую коробку, а от нее две бортовые цепи на заднюю ось. Эти автомобили снабжались как двух-, так и четырехместными открытыми кузовами с тентом, причем последние имели небольшие сиденья в задних углах кузова «тонно», а доступ к ним открывала дверца в задней стенке.
Со временем мощность одноцилиндрового мотора возросла до 6 л.с., а двухцилиндрового соответственно до 12 сил. Естественно, что четырехцилиндровый мотор развивал вдвое большую мощность, а это позволяло на базе этой машины сделать гоночные образцы. Получились низкие приземистые машины с пологим треугольным капотом и клиновидной передней частью с аккуратно уложенными по ней трубками охлаждения, которые назывались «Битлз» («жуки») и активно участвовали во многих гонках начала века. При мощности 30 л.с. они достигали скорости 84 км/ч.
Гоночный «Уолсли-30 HP» на гонках Париж-Вена.
За рулем - Герберт Остин
Четырехместный вариант 2-цилиндрового «Уолсли-ЮНР» (1903 г.)
«Уолсли» с горизонтальными моторами были первыми английскими серийными автомобилями. В 1901 году их было продано 327 штук, а через два года - 800, что считалось огромным количеством в то время.
Век горизонтальных двигателей оказался коротким. В 1905 году руководство фирмы решило начать выпуск новой серии с вертикальными моторами, но Остин воспротивился, и это стоило ему поста генерального менеджера. Он ушел с «Уолсли» и организовал собственную компанию, где приступил к изготовлению машин именно с... вертикальными моторами. На «Уолсли» же серию машин Остина собирали до 1906 года, а потом переключились на вертикальные четырехцилиндровые двигатели по проекту инженера Джона Сиддли. Соответственно, автомобили получили название «Уолсли-Сиддли». К началу войны фирма делала 3000 машин в год и была в ряду крупнейших английских автомобильных компаний. В результате длительных и трудных преобразований «Уолсли» до наших дней не дожила, но знатоки автомобильной истории наслышаны о некоторых ее более поздних и достаточно известных машинах, часто называвшихся у нас «Волслей».
Первые автомобили «Уолсли», о которых мы рассказали, можно считать, пожалуй, лучшими творенияими фирмы, принесшими ей самую громкую славу. Только в середине 30-х годов фирма смогла подняться на тот же уровень, выпустив спортивный «Хорнет». Ну а потом «Уолсли» изготовляла лишь варианты популярных «остинов» и «моррисов», растворившись в 1976 году в пучине конкурентной борьбы.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «УОЛСЛИ - 10НР» (1902 г.)
Число мест - 2/4. Двигатель двухцилиндровый карбюраторный горизонтальный водяного охлаждения. Объем - 2606 см3. Мощность - 10 л.с. при 700 об/мин. Число передач - 4. База - 2130 мм. Колея передняя - 1220 мм, задняя - 1250 мм. Длина - 3300 мм. Скорость - 25 км/ч.
Оставьте ваш комментарий