Электромобили - это самоходные экипажи, приводимые в движение электромотором, питающимся от собственных аккумуляторных батарей.
На рубеже веков интерес к ним был настолько велик, что порой их производство и сбыт превышали аналогичные показатели автомобильной техники. Электрические экипажи привлекали к себе интерес аристократии прежде всего своей чистотой, бесшумностью, простотой конструкции и управления, отсутствием неприятного запаха выхлопных газов. Небольшой запас хода, необходимость частых подзарядок и полной замены тяжелых батарей мало смущали господ.
В их глазах электромобиль был чистенькой и удобной игрушкой, которой не могли поначалу стать пропахшие бензином и маслом, шумные и чадящие бензиновые коляски. Во многих странах мира число фирм, производивших повозки с электроприводом, исчислялось многими десятками. По мере совершенствования бензиновых двигателей их положение сильно пошатнулось: малая энергоемкость свинцовых аккумуляторов не могла соперничать с высокой энерговооруженностью двигателей внутреннего сгорания. Максимальные пробеги электромобилей на одной зарядке батарей в несколько десятков километров сильно уступали дальности хода конкурентов. Электрическое средство транспорта было слишком тяжелым и тихоходным. Стоило лишь увеличить скорость, как расход энергии резко подскакивал вверх и батареи быстро истощались. Поэтому электромобилю, как и паровому автомобилю, пришлось уступить свое место бензиновому самоходному экипажу. Таков, можно сказать, исторический фон, на котором существовали электромобили в первые годы XX века.
Типичный для Америки легонький электромобиль «Бейкер» (1899 г.) был более популярным, чем бензиновые экипажи
Двухместный «Брейкер» 1901 года мощностью 0,55 кВт на одной зарядке мог проехать 100 км
Это время теперь называют их первой молодостью. Именно тогда появилось множество разнообразных конструкций, обладавших даже по нынешним представлениям очень неплохими показателями. Например, запас хода многих достигал 80-100 км, а средняя скорость колебалась где-то на уровне 30-40 км/ч. На всех применялись обычные свинцовые кислотные аккумуляторные батареи.
Электромобилями занимались отдельные известные изобретатели, например, русский инженер И.В.Романов, а также достаточно крупные фирмы: французская «Жанто», английская «Берсей», австрийская «Лонер» и другие. Более всего электромобили были популярны в Америке. Так, в 1900 году там на 936 выпущенных бензиновых экипажей приходилось 1585 электрических. За океаном существовало множество весьма крупных для своего времени компаний, выпускавших электромобили. Одной из них была «Бейкер Мотор Виикл Компани» из Кливленда.
Уолтер Бейкер (1868-1955) считается одним из основателей электромобильного бизнеса в США и вообще пионером американской моторизации. Получив в 18*91 году диплом инженера, он увлекся электротехникой и посвятил свои лучшие годы созданию практичного легкового электромобиля индивидуального пользования.
Через 6 лет он собственноручно построил первую электрическую повозку а в 1899 году вместе с Фредом Уайтом основал свою фирму В первые же годы она заявила о себе как о самом крупном производителе электромобилей. Первый электромобиль Бейкера 1899 года внешне почти не отличался от автомобилей Форда, Олдса или Паккарда тех же лет. Это была легкая и высокая двухместная тележка на четырех велосипедных колесах с загнутым вверх передком и рулевым рычагом. Из-за аккумуляторов электромобиль получился тяжелым, и Бейкер оснастил его особо мягкой подвеской: сзади стояли две продольные эллиптические рессоры, а передние колеса подвешивались на такой же поперечной рессоре;. Новинкой тех лет были электрические фары и электрический гудок Батарея позволяла ехать 6-8 часов без подзарядки.
В 1901 году этот электромобиль был модернизирован. Он стал посолиднее, получил тент, руль и мягкое двойное сиденье со спинкой и подлокотниками. Аккумуляторы стояли у него под сиденьем, а электромотор в 0,75 л.с. приводил заднюю ось, как у автомобилей, цепной передачей с дифференциалом на промежуточной оси. Машина развивала скорость 30 км/ч, а при неспешной езде на одной зарядке могла одолеть 80 км.
В 1906 году новый электромобиль получил фальш-капот, измененный двухместный кузов, напоминавший кресло-качалку, а в целом его трудно было бы отличить от обычного автомобиля.
Выдавало только легкое жужжание электромотора да отсутствие выхлопной трубы. А если приподнять крышку капота, то вместо бензомотора там можно было обнаружить многочисленные аккумуляторы. Стояли они также и под сиденьями. В 1910 году «Бейкер» получил закрытый кузов, называвшийся лимузином. Он развивал уже 48 км/ч.
Двухместный родстер «Бейкер-WA» был достаточно комфортным и развивал скорость до 60 км/ч (1914 г.)
Бесшумный и наиболее комфортабельный из электромобилей начала века с закрытым 4-местным кузовом (1915 г.)
Бейкер старался использовать любые способы представить лучшие качества своих машин и их неплохие возможности. Так в 1902 году он решился отобрать у бензиновых машин абсолютный рекорд скорости на суше. На специальном низком электромобиле была достигнута скорость 130 км/ч. Она не превысила абсолютную, но наглядно доказала возможности электрических средств транспорта. Тем не менее, первая молодость электромобиля клонилась к закату. Бензиновые экипажи почти во всем превосходили их, а о загрязнении атмосферы выхлопными газами и нехватке жидкого топлива в те времена задумывались мало.
В 1912 году появился «Бейкер-электрик» с новыми округлыми формами капота и кузова. Он стоил 2000 долларов, как самый хороший и скоростной спортивный автомобиль. Поэтому он мог найти себе хозяина «ишь в среде аристократии. Для их соблазна электромобили оборудовались особо роскошными кузовами, рекламировали их «необычно высокий запас хода в 100 километров» и среднюю скорость в 22 мили в час, «магнитные тормоза», особо мягкий и плавный ход. Действительно, управление электромобилями было чрезвычайно простым и понятным любому человеку, далекому от техники. Достаточно было нажать одну педаль, чтобы машина поехала, и вовремя повернуть руль в нужную сторону, чтобы изменить направление. На некоторых образцах устанавливали органы управления у обоих передних мест и даже перед одним из задних. К этому времени в Америке существовало несколько компаний, делавших электромобили, но дни их были сочтены.
Электромобили «Бейкер» выпускались только до 1916 года. Потом фирму поглотила компания «Оуэн Магнетик». Она делала уже нормальные бензиновые автомобили, а единственным воспоминанием о прошлом была их необычная электрическая трансмиссия, включавшая бензиновый мотор, вращавший генератор для питания тяговых электромоторов. Сам же Уолтер Бейкер уже не принимал участия в этих делах. Оставшись верным электромобилям, он провел остаток жизни в тишине и спокойствии на своей вилле в Лейквуде.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «БЕЙКЕР» (1901 г.)
Число мест -2. Количество аккумуляторных батарей - 10штук. Мощность электродвигателя - 0,75 л.с. Масса - 600 кг. Максимальная скорость - 27 км/ч. Средний запас хода - 64 км.
Оставьте ваш комментарий