Блог

«Металлюржик» относится к тем редким и загадоч­ным маркам роскошных автомобилей высочайшего ка­чества и надежности, которые со временем сделались легендой в истории мирового автомобилестроения.

Ав­томобили этой марки, появившейся в маленькой стране Бельгии на берегах реки Самбр в южной части страны, всегда были вели­чайшей редкостью. Сегод­ня тихая, спокойная и бла­гополучная Бельгия, выпу­скает более миллиона лег­ковых машин ежегодно, но с чужеземными назва­ниями. А в первые десяти­летия XX века эта страна славилась своими автомо­бильными марками. Ши­рока была и номенклатура выпуска от дешевых на­родных автомобилей до роскошных лимузинов для сильных мира сего. Одно из первых мест среди них принадлежало фирме «Ме­таллюржик». С годами на­циональные фирмы по­меркли, оставив потомкам лишь память о себе. 

Еще в конце XIX века вдоль берегов Самбра под городом Шарлеруа раски­нулись цеха предприятий «Металлургического об­щества», выплавлявшего сталь, а также выпускавше­го железнодорожные ва­гоны и трамваи. С появле­нием автомобилей руко­водство компании решило попытать счастья на новом поприще, создав автомо­бильное отделение. Поскольку все три его завода были сильно загружены заказами, приступили к строительст­ву нового предприятия. Так в 1900 году в местечке Маршьенн-о-Пон родилась небольшая автомобильная фирма. Не долго думая, ее назвали по имени всего об­щества «Металлюржик», что означает всего-навсего «Металлургический».Некоторая курьезность в назва­нии фирмы не помешала ее продукции вскоре стать символом прочности и качества. 

Бельгийский «Металлюржик-14С\У сочетает в себе основательность, прочность и является редкостью 

Уникальный экземпляр «Металлюржик-14€У» с 2-местным кузовом «спидстер» (1911 г.) 

Уже на следующий год первая легкая вуатюретка «Металлюржик», разработанная инженером Эдмоном Эрманом, была показана на Парижском автосалоне. Она ничем не отличалась от сотен ей подобных: легкий двухцилиндровый мотор мощностью 4 силы стоял под сиденьем, кузов открытый двухместный или традици­онный в те времена «визави». Может быть, этим и огра­ничила бы «металлургическая фирма» свои упражнения с автомобилями, как и многие друг ие, но через год у нее открылось второе дыха­ние. Причиной этого ста­ло появление немецкого инженера Эрнста Лехмана, за плечами которого был большой опыт работы у Даймлера. Взяв все техни­ческое руководство в свои руки, он с 1Q04 года начал планомерно выводить «Металлюржик» в разряд ведущих фирм, если уж не во всей Европе, то хотя бы в Бельгии. Одна за другой создавались все новые и новые модели - двух- и че­тырехцилиндровые мощ­ностью от 8 до 20 л.с. Они отличались оригинальной конструкцией клапанного механизма двигателя, сце­пления, новой по тем вре­менам карданной переда­чей, плоским радиатором и особо прочной стальной рамой. На международной спортивной арене моло­дая фирма впервые заяви­ла о себе, записав на оче­редные гонки за кубок Гордон Беннета сразу три своих автомобиля с мото­рами гигантской мощно­сти 100 л.с. 

С 1905 года, когда «Ме­таллюржик» отказался от производства двухцилиндро­вых двигателей и перешел на четырехцилиндровые, его популярность стала расти как на дрожжах. Завод ак­тивно укреплял технические и коммерческие связи с Германией. Не были забыты и другие страны: во Фран­ции и Англии автомобили «Металлюржик» выпускались по лицензиям еще с 1"04 года, когда и сама-то фирма едва встала на ноги. Рос ее авторитет и на спортивных трассах: в 1006 году гонщик Вильгельм на спортивном «Металлюржике» выиграл бельгийский «Кубок Лидекер- ке», развив среднюю скорость 85 км/ч. Три года подряд фирма выставляла свои автомобили на гонки на гер­манский «Кубок Херкомера», и наконец в 1907 году ей удалось завоевать там почетное второе место. В том же году гоночный «Металлюржик» участвовал в гонках «Турист Трофи» на острове Мэн, а в соревнованиях на английском треке в Брукленде первое место заняла низкая открытая машина «Металлюржик-6О/8ОС\» с 10-литровым мотором мощностью 100 л.с., развивав­шая скорость до 160 км/ч.

Вообще 1907 год оказался самым результативным в деятельности «Металлюржика». Тогда фирма начала вы­пускать сразу семь (!) четырехцилиндровых моделей мощностью 24-80 л.с., од­ну двухцилиндровую 14­сильную, и сделала пер­вый грузовик. Такой быст­рый подъем был возмо­жен только благодаря фи­нансовой поддержке со стороны главных пред­приятий «Металлургиче­ского общества» и зарубежных партнеров. В тот момент «Металлюржик» оставлял далеко за собой вечного конкурента - ан­тверпенскую «Минерву». 

Между тем, все 8 моделей, составлявшие производст­венную программу, были максимально унифициро­ваны, имея одинаковые рамы, подвески, трансмис­сии и даже размеры колес­ной базы. При этом конст­рукция не отличалась осо­бой оригинальностью, за­то была проста и долго­вечна: трех- или 4-ступен­чатые механические ко­робки передач, обычные рессорные подвески. Но так продолжалось недол­го. Вскоре появились че­тырехцилиндровые моторы с оппозитными клапанами I один нижний и один верхний, оба с приводом от бо­кового распределительного вала) и со смещенной осью коленчатого вала по отношению к цилиндрам для уве­личения быстроходности и износостойкости. 

Технические и спортивные успехи «Металлюржика» привлекли к нему внимание фирм Германии. В 1909 го­ду немецкая электротехническая компания «Бергманн» начала лицензионную сборку всей бельгийской гаммы под маркой «Бергманн-Металлюржик», продолжавшую­ся до 1922 года. 

Особую солидность «Металлюржику» придавал массивный клиновидный радиатор. На фото «дубль-фаэтон» 1910 года 

«Металлюржик» с кузовом «купе де вилль» для городских поездок (1912 г.) 

В 1909 году все легковые автомобили «Металлюр­жик» получили клинообразный радиатор, по которому их можно было легко различить среди других моделей. К тому же, такая форма олицетворяла престижность и благородство, как бы выводя «Металлюржик» в высшее автомобильное общество. Как и прежде, авторитет бельгийских автомобилей снова был подтвержден уча­стием в гонках «Турист Трофи», на кубок германского принца Генриха и на соревнованиях в России, после чего машины «Металлюржик» появились и на отечест­венных дорогах.

В 1910-12 годах в программу «Металлюржика» вхо­дило 6 четырехцилиндровых машин мощностью от 32 до 95 л.с. Самой легкой, дешевой и популярной среди них стала модель 14CV. Это был автомобиль классической конструк­ции с моноблочным двигателем объемом 2,6 л, снабженным клапанами увеличенного диаметра и алюминиевыми (!) порш­нями. Коробка передач стояла в центре стальной лонжеронной рамы от­дельно от двигателя. Пе­редняя ось подвешивалась на продольных полуэл­липтических рессорах, задняя - на 3/4-эллиптических, барабанные тор­моза стояли только на задних колесах. Сами ко­леса были со спицами или с полированными алюми­ниевыми дисками. Как и на других, на модели 14CV в 1913 году появи­лось электрическое осве­щение, а вскоре и электростартер. «Металлюр- жик-14С^» снабжался раз­личными кузовами, выпускавшимися бельгийски­ми мастерами «Ван ден Плас» и «д’Этерен». Лучшие из них выполнялись в венецианском духе или в стиле Лю­довика XVI, с прозрачной крышей. Эта модель стала олицетворением классической для всех «металлюржи ков» солидности и надежности. Недаром на их шасси давалась гарантия сроком на 2 года, что считалось до­стоянием только самых известных компаний. На «Металлюржике-НСУ» знаменитый гонщик Артур Дюрэ в 1913 году закончил соревнования Тур де Франс без штрафных очков и завоевал приз на гонках в Марокко. Эта машина вобрала в себя лучшие качества бельгий­ской марки.

Война заставила фирму прекратить производство, вы­пустив чуть более 1000 машин. Сегодня каждый из сохра­нившихся экземпляров считается огромной редкостью.

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «МЕТАЛЛЮРЖИК-14СУ» (1910 г.):

Число мест - 2/5. Двигатель четырехцилиндровый моноблочный водяного охлаждения. Объем - 2615 см3. Мощность - 32 л.с. при 1700 об/мин. Число передач - 4. База - 2800-3200 мм. Длина - 4400 мм . Масса с различными кузовами - 1700-1900 кг. Скорость - 85-90 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: