«Металлюржик» относится к тем редким и загадочным маркам роскошных автомобилей высочайшего качества и надежности, которые со временем сделались легендой в истории мирового автомобилестроения.
Автомобили этой марки, появившейся в маленькой стране Бельгии на берегах реки Самбр в южной части страны, всегда были величайшей редкостью. Сегодня тихая, спокойная и благополучная Бельгия, выпускает более миллиона легковых машин ежегодно, но с чужеземными названиями. А в первые десятилетия XX века эта страна славилась своими автомобильными марками. Широка была и номенклатура выпуска от дешевых народных автомобилей до роскошных лимузинов для сильных мира сего. Одно из первых мест среди них принадлежало фирме «Металлюржик». С годами национальные фирмы померкли, оставив потомкам лишь память о себе.
Еще в конце XIX века вдоль берегов Самбра под городом Шарлеруа раскинулись цеха предприятий «Металлургического общества», выплавлявшего сталь, а также выпускавшего железнодорожные вагоны и трамваи. С появлением автомобилей руководство компании решило попытать счастья на новом поприще, создав автомобильное отделение. Поскольку все три его завода были сильно загружены заказами, приступили к строительству нового предприятия. Так в 1900 году в местечке Маршьенн-о-Пон родилась небольшая автомобильная фирма. Не долго думая, ее назвали по имени всего общества «Металлюржик», что означает всего-навсего «Металлургический».Некоторая курьезность в названии фирмы не помешала ее продукции вскоре стать символом прочности и качества.
Бельгийский «Металлюржик-14С\У сочетает в себе основательность, прочность и является редкостью
Уникальный экземпляр «Металлюржик-14€У» с 2-местным кузовом «спидстер» (1911 г.)
Уже на следующий год первая легкая вуатюретка «Металлюржик», разработанная инженером Эдмоном Эрманом, была показана на Парижском автосалоне. Она ничем не отличалась от сотен ей подобных: легкий двухцилиндровый мотор мощностью 4 силы стоял под сиденьем, кузов открытый двухместный или традиционный в те времена «визави». Может быть, этим и ограничила бы «металлургическая фирма» свои упражнения с автомобилями, как и многие друг ие, но через год у нее открылось второе дыхание. Причиной этого стало появление немецкого инженера Эрнста Лехмана, за плечами которого был большой опыт работы у Даймлера. Взяв все техническое руководство в свои руки, он с 1Q04 года начал планомерно выводить «Металлюржик» в разряд ведущих фирм, если уж не во всей Европе, то хотя бы в Бельгии. Одна за другой создавались все новые и новые модели - двух- и четырехцилиндровые мощностью от 8 до 20 л.с. Они отличались оригинальной конструкцией клапанного механизма двигателя, сцепления, новой по тем временам карданной передачей, плоским радиатором и особо прочной стальной рамой. На международной спортивной арене молодая фирма впервые заявила о себе, записав на очередные гонки за кубок Гордон Беннета сразу три своих автомобиля с моторами гигантской мощности 100 л.с.
С 1905 года, когда «Металлюржик» отказался от производства двухцилиндровых двигателей и перешел на четырехцилиндровые, его популярность стала расти как на дрожжах. Завод активно укреплял технические и коммерческие связи с Германией. Не были забыты и другие страны: во Франции и Англии автомобили «Металлюржик» выпускались по лицензиям еще с 1"04 года, когда и сама-то фирма едва встала на ноги. Рос ее авторитет и на спортивных трассах: в 1006 году гонщик Вильгельм на спортивном «Металлюржике» выиграл бельгийский «Кубок Лидекер- ке», развив среднюю скорость 85 км/ч. Три года подряд фирма выставляла свои автомобили на гонки на германский «Кубок Херкомера», и наконец в 1907 году ей удалось завоевать там почетное второе место. В том же году гоночный «Металлюржик» участвовал в гонках «Турист Трофи» на острове Мэн, а в соревнованиях на английском треке в Брукленде первое место заняла низкая открытая машина «Металлюржик-6О/8ОС\» с 10-литровым мотором мощностью 100 л.с., развивавшая скорость до 160 км/ч.
Вообще 1907 год оказался самым результативным в деятельности «Металлюржика». Тогда фирма начала выпускать сразу семь (!) четырехцилиндровых моделей мощностью 24-80 л.с., одну двухцилиндровую 14сильную, и сделала первый грузовик. Такой быстрый подъем был возможен только благодаря финансовой поддержке со стороны главных предприятий «Металлургического общества» и зарубежных партнеров. В тот момент «Металлюржик» оставлял далеко за собой вечного конкурента - антверпенскую «Минерву».
Между тем, все 8 моделей, составлявшие производственную программу, были максимально унифицированы, имея одинаковые рамы, подвески, трансмиссии и даже размеры колесной базы. При этом конструкция не отличалась особой оригинальностью, зато была проста и долговечна: трех- или 4-ступенчатые механические коробки передач, обычные рессорные подвески. Но так продолжалось недолго. Вскоре появились четырехцилиндровые моторы с оппозитными клапанами I один нижний и один верхний, оба с приводом от бокового распределительного вала) и со смещенной осью коленчатого вала по отношению к цилиндрам для увеличения быстроходности и износостойкости.
Технические и спортивные успехи «Металлюржика» привлекли к нему внимание фирм Германии. В 1909 году немецкая электротехническая компания «Бергманн» начала лицензионную сборку всей бельгийской гаммы под маркой «Бергманн-Металлюржик», продолжавшуюся до 1922 года.
Особую солидность «Металлюржику» придавал массивный клиновидный радиатор. На фото «дубль-фаэтон» 1910 года
«Металлюржик» с кузовом «купе де вилль» для городских поездок (1912 г.)
В 1909 году все легковые автомобили «Металлюржик» получили клинообразный радиатор, по которому их можно было легко различить среди других моделей. К тому же, такая форма олицетворяла престижность и благородство, как бы выводя «Металлюржик» в высшее автомобильное общество. Как и прежде, авторитет бельгийских автомобилей снова был подтвержден участием в гонках «Турист Трофи», на кубок германского принца Генриха и на соревнованиях в России, после чего машины «Металлюржик» появились и на отечественных дорогах.
В 1910-12 годах в программу «Металлюржика» входило 6 четырехцилиндровых машин мощностью от 32 до 95 л.с. Самой легкой, дешевой и популярной среди них стала модель 14CV. Это был автомобиль классической конструкции с моноблочным двигателем объемом 2,6 л, снабженным клапанами увеличенного диаметра и алюминиевыми (!) поршнями. Коробка передач стояла в центре стальной лонжеронной рамы отдельно от двигателя. Передняя ось подвешивалась на продольных полуэллиптических рессорах, задняя - на 3/4-эллиптических, барабанные тормоза стояли только на задних колесах. Сами колеса были со спицами или с полированными алюминиевыми дисками. Как и на других, на модели 14CV в 1913 году появилось электрическое освещение, а вскоре и электростартер. «Металлюр- жик-14С^» снабжался различными кузовами, выпускавшимися бельгийскими мастерами «Ван ден Плас» и «д’Этерен». Лучшие из них выполнялись в венецианском духе или в стиле Людовика XVI, с прозрачной крышей. Эта модель стала олицетворением классической для всех «металлюржи ков» солидности и надежности. Недаром на их шасси давалась гарантия сроком на 2 года, что считалось достоянием только самых известных компаний. На «Металлюржике-НСУ» знаменитый гонщик Артур Дюрэ в 1913 году закончил соревнования Тур де Франс без штрафных очков и завоевал приз на гонках в Марокко. Эта машина вобрала в себя лучшие качества бельгийской марки.
Война заставила фирму прекратить производство, выпустив чуть более 1000 машин. Сегодня каждый из сохранившихся экземпляров считается огромной редкостью.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «МЕТАЛЛЮРЖИК-14СУ» (1910 г.):
Число мест - 2/5. Двигатель четырехцилиндровый моноблочный водяного охлаждения. Объем - 2615 см3. Мощность - 32 л.с. при 1700 об/мин. Число передач - 4. База - 2800-3200 мм. Длина - 4400 мм . Масса с различными кузовами - 1700-1900 кг. Скорость - 85-90 км/ч.
Оставьте ваш комментарий