Блог

Это название сразу поймет даже тот, кто не владеет не только французским, но и вообще не знает никакого дру­гого языка, кроме родного. Легкие автомобили с ориги­нальным названием «Зебра» выпускала небольшая фран­цузская фирма «Сосьете Аноним Лё Зэбр».

Ее автомобильчики-вуатюретки, легонькие, компактные, достаточ­но динамичные и весьма симпатичные, по мнению сов­ременников, вполне соот­ветствовали собственному имени, чуть напоминая своих «тезок» из животного мира. Такие фирмы, как эта, в огромном числе рас­плодились во многих стра­нах в начале века, и «Зебру» вполне можно было и не вспоминать, если бы не од­но очень важное обстоя­тельство. Но об этом чуть ниже. Пока же отметим, что «Ле Зэбр» представляла традиционные для евро­пейского автомобилестро­ения своего времени ма­шины, пользовавшиеся не­плохим спросом у людей малого и среднего достат­ка. Малютки-»зебры» при­надлежали к весьма попу­лярному французскому классу вуатюреток, имели слабенькие моторчики, легкие открытые кузова и очень простые узлы.

Фирма «Ле Зэбр» начала свою деятельность в 1009 году с автомобиля типа А.

Он имел одноцилиндро­вый двигатель водяного ох­лаждения объемом всего 601 см3 мощностью 5-6 сил с нижними боковыми кла­панами и искровым элект­рическим зажиганием. Мо­тор размещался на прямой лонжеронной раме спере­ди и через обычное конусное сцепление и простую двух­ступенчатую коробку передач приводил во вращение зад­ние колеса. Обе жесткие оси крепились на полуэллипти­ческих рессорах, а механические тормоза имелись толь­ко сзади. Ничего особенно нового или прогрессивного в этой конструкции не было, однако классическая компо­новка машины подкреплялась ее прочностью, то есть вся «Зебра» была как бы малой копией нормального легково­го автомобиля высокого класса и приличного качества. «Ле Зэбр-А» оборудовали простеньким двухместным кузо­вом с тентом, а сзади него разместили багажник - обык­новенную плетеную корзинку с крышкой, запирающуюся на легкий висячий замочек На подножке сбоку стояла еще одна высокая корзина, на этот раз цилиндрическая, служившая для зонтиков. Все колеса были деревян­ные со съемными ободами и пневматиками. Тип А ве­сил всего 350 кг и мог раз­вивать скорость 45 км/ч. В 1°10 году «Зебра-АЗ» полу­чила двигатель объемом 645 см3, новую четырехсту­пенчатую коробку передач и более комфортабельный четырехместный кузов. 

Французский вариант простого и дешевого народного автомобиля - двухместный «Лё Зэбр-А» вариант 1910 года

Один из первых автомобилей «Зебра-А» с одноцилиндровым мотором 601 см1 в 5-6 л.с. (1909 г.) 

С 1913 года начали вы­пуск «Зебры» модели С. Ее оснастили уже четырехци­линдровым двигателем не­большого объема около одного литра, который по­том уменьшили до 785 см3. Развивал он 6-8 л.с. и сла­вился тем, что был самым миниатюрным четырехци­линдровым мотором сво­его времени. Достаточно сказать, что диаметр ци­линдров у него был всего лишь 50 миллиметров - в 2 раза меньше ладони. Инте­ресно и то, что боковые клапаны здесь размеща­лись в 2 ряда, и каждый из них приводился своим рас­пределительным валиком. Оба стояли в один ряд с ко­ленчатым валом. Карбюра­тор располагался позади мотора, и топливо туда по­давалось самотеком из бач­ка, выполнявшего одновре­менно роль перегородки между моторным отсеком и са­лоном. Зажигание было электрическое системы Боша. «Ле Зэбр-С» имел трехступенчатую коробку Спереди у него стояли ацетиленовые фонари. Легкие оспицованные колеса крепились одной центральной гайкой, как у мощных гоночных машин. Некоторыми специфически­ми внешними чертами этих вуатюреток были простые прямые передние и задние крылья с подножками меж­ду ними и традиционной корзинкой для зонтиков. опрокидывающееся вперед небольшое ветровое стек­ло и постоянно торчавшая спереди заводная ручка. Одновременно выпуска­лась «Зебра-В» с 14-силь­ным 4-цилиндровым мото­ром 1742 см3

Экзотическое название фирмы ее руководители всегда стремились обыг­рывать и весьма ловко ис­пользовали в рекламе. Са­мо собою разумеется, что некоторые автомобили «Ле Зэбр» окрашивали под настоящую зебру, но это было только на автомо­бильных выставках, и по­том покупатели не отва­живались заказывать себе такие полосатые машины. Применялись и другие оригинальные способы за­манить клиентов. Для это­го организовывали рек­ламно-спортивные пробе­ги и соревнования только на автомобилях этой мар­ки. Известен и такой инте­ресный факт из жизни «зебр»: в 1912 году в город­ке Монпелье некто Джем, торговый агент фирмы 1е Зэбр»,разъезжал по ули­цам на одном из автомо­билей этой компании, ук­рашенном чучелом зебры на капоте. Мало того, сза­ди за автомобилем плелась настоящая лошадь и несла надпись: «Увы! Эта зебра меня убила! Я ем в два раза больше, я бегу в три раза медленнее!» Но и этого броского и убедительного доказательства превосход­ства автомобиля над лоша­дью оказалось недостаточ­но. В машине сидели люди в костюмах в черпо-бслую полоску, а автомобиль вез на себе «обратный» лозунг: «Я бегу в три раза быстрее, я ем в два раза меньше, чем она...» И огромная стрелка на плакате указывала на скромно плетущуюся по­зади лошадку. Что ж, изобретательно­сти менеджеров давно ми­нувших лет можно позави­довать и поучиться. 

«Лё Зэбр» А-3 (1911 г.) отличался от первенца лишь объемом двигателя, увеличенным до 645 см3 

Один из последних автомобилей «Лё Зэбр А» модели 1913 года 

Вполне солидный 4-цилиндровый «Лё Зэбр-В» мощностью 14 л.с. П914 г.) 

И все-таки достаточно рядовые автомобильчики «Ле Зэбр» компании «Ле Зэбр» стали знаменитыми не из-за этих рекламных чудачеств, а благодаря именам своих создателей. Впрочем, когда они конст­руировали «зебры», их не знал никто. Первым из них был инженер Жюль Саломон, получивший потом титул одного из наиболее талантливых автоконстру­кторов XX века. Он создал много типов и марок раз­личных машин, но его вы­сшим достижением стали первые массовые автомо­били «ситроен» начала 20-х годов. Вторым был Жозеф Лами, в недалеком будущем основатель до­вольно известной фран­цузской фирмы «Амилькар» и ее главный конструктор. На его счету несколько лег­ких спортивных и гоноч­ных машин той же марки, тоже получивших извест­ность в 20-е годы. Так что вуатюретки «Ле Зэбр» мож­но считать в некоторой ме­ре прародителями как мало известных у нас, но знаме­нитых за рубежом спор­тивных «амилькаров», так и всемирно известных «ситроенов». На том и держится слава автомобилей с экзо­тической маркой «Ле Зэбр». Их успели выпустить нема­ло, и потому сейчас они не являются раритетами музеев.

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ЛЕ ЗЭБР» (1909 г.)

Число мест - 2. Двигатель одноцилиндровый вертикальный водяного охлаждения. Объем - 601 см3. Мощность - 6 л.с. при 1600 об/мин. Число передач - 2. База. - 1850 мм. Длина - 2900 мм, ширина - 1250 мм, высота - 1370 мм. Колея - 1000 мм. Масса - 490 кг. Максимальная скорость - 50 км/ч. Средний расход топлива - 6 л на 100 км.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: