Это название сразу поймет даже тот, кто не владеет не только французским, но и вообще не знает никакого другого языка, кроме родного. Легкие автомобили с оригинальным названием «Зебра» выпускала небольшая французская фирма «Сосьете Аноним Лё Зэбр».
Ее автомобильчики-вуатюретки, легонькие, компактные, достаточно динамичные и весьма симпатичные, по мнению современников, вполне соответствовали собственному имени, чуть напоминая своих «тезок» из животного мира. Такие фирмы, как эта, в огромном числе расплодились во многих странах в начале века, и «Зебру» вполне можно было и не вспоминать, если бы не одно очень важное обстоятельство. Но об этом чуть ниже. Пока же отметим, что «Ле Зэбр» представляла традиционные для европейского автомобилестроения своего времени машины, пользовавшиеся неплохим спросом у людей малого и среднего достатка. Малютки-»зебры» принадлежали к весьма популярному французскому классу вуатюреток, имели слабенькие моторчики, легкие открытые кузова и очень простые узлы.
Фирма «Ле Зэбр» начала свою деятельность в 1009 году с автомобиля типа А.
Он имел одноцилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом всего 601 см3 мощностью 5-6 сил с нижними боковыми клапанами и искровым электрическим зажиганием. Мотор размещался на прямой лонжеронной раме спереди и через обычное конусное сцепление и простую двухступенчатую коробку передач приводил во вращение задние колеса. Обе жесткие оси крепились на полуэллиптических рессорах, а механические тормоза имелись только сзади. Ничего особенно нового или прогрессивного в этой конструкции не было, однако классическая компоновка машины подкреплялась ее прочностью, то есть вся «Зебра» была как бы малой копией нормального легкового автомобиля высокого класса и приличного качества. «Ле Зэбр-А» оборудовали простеньким двухместным кузовом с тентом, а сзади него разместили багажник - обыкновенную плетеную корзинку с крышкой, запирающуюся на легкий висячий замочек На подножке сбоку стояла еще одна высокая корзина, на этот раз цилиндрическая, служившая для зонтиков. Все колеса были деревянные со съемными ободами и пневматиками. Тип А весил всего 350 кг и мог развивать скорость 45 км/ч. В 1°10 году «Зебра-АЗ» получила двигатель объемом 645 см3, новую четырехступенчатую коробку передач и более комфортабельный четырехместный кузов.
Французский вариант простого и дешевого народного автомобиля - двухместный «Лё Зэбр-А» вариант 1910 года
Один из первых автомобилей «Зебра-А» с одноцилиндровым мотором 601 см1 в 5-6 л.с. (1909 г.)
С 1913 года начали выпуск «Зебры» модели С. Ее оснастили уже четырехцилиндровым двигателем небольшого объема около одного литра, который потом уменьшили до 785 см3. Развивал он 6-8 л.с. и славился тем, что был самым миниатюрным четырехцилиндровым мотором своего времени. Достаточно сказать, что диаметр цилиндров у него был всего лишь 50 миллиметров - в 2 раза меньше ладони. Интересно и то, что боковые клапаны здесь размещались в 2 ряда, и каждый из них приводился своим распределительным валиком. Оба стояли в один ряд с коленчатым валом. Карбюратор располагался позади мотора, и топливо туда подавалось самотеком из бачка, выполнявшего одновременно роль перегородки между моторным отсеком и салоном. Зажигание было электрическое системы Боша. «Ле Зэбр-С» имел трехступенчатую коробку Спереди у него стояли ацетиленовые фонари. Легкие оспицованные колеса крепились одной центральной гайкой, как у мощных гоночных машин. Некоторыми специфическими внешними чертами этих вуатюреток были простые прямые передние и задние крылья с подножками между ними и традиционной корзинкой для зонтиков. опрокидывающееся вперед небольшое ветровое стекло и постоянно торчавшая спереди заводная ручка. Одновременно выпускалась «Зебра-В» с 14-сильным 4-цилиндровым мотором 1742 см3.
Экзотическое название фирмы ее руководители всегда стремились обыгрывать и весьма ловко использовали в рекламе. Само собою разумеется, что некоторые автомобили «Ле Зэбр» окрашивали под настоящую зебру, но это было только на автомобильных выставках, и потом покупатели не отваживались заказывать себе такие полосатые машины. Применялись и другие оригинальные способы заманить клиентов. Для этого организовывали рекламно-спортивные пробеги и соревнования только на автомобилях этой марки. Известен и такой интересный факт из жизни «зебр»: в 1912 году в городке Монпелье некто Джем, торговый агент фирмы 1е Зэбр»,разъезжал по улицам на одном из автомобилей этой компании, украшенном чучелом зебры на капоте. Мало того, сзади за автомобилем плелась настоящая лошадь и несла надпись: «Увы! Эта зебра меня убила! Я ем в два раза больше, я бегу в три раза медленнее!» Но и этого броского и убедительного доказательства превосходства автомобиля над лошадью оказалось недостаточно. В машине сидели люди в костюмах в черпо-бслую полоску, а автомобиль вез на себе «обратный» лозунг: «Я бегу в три раза быстрее, я ем в два раза меньше, чем она...» И огромная стрелка на плакате указывала на скромно плетущуюся позади лошадку. Что ж, изобретательности менеджеров давно минувших лет можно позавидовать и поучиться.
«Лё Зэбр» А-3 (1911 г.) отличался от первенца лишь объемом двигателя, увеличенным до 645 см3
Один из последних автомобилей «Лё Зэбр А» модели 1913 года
Вполне солидный 4-цилиндровый «Лё Зэбр-В» мощностью 14 л.с. П914 г.)
И все-таки достаточно рядовые автомобильчики «Ле Зэбр» компании «Ле Зэбр» стали знаменитыми не из-за этих рекламных чудачеств, а благодаря именам своих создателей. Впрочем, когда они конструировали «зебры», их не знал никто. Первым из них был инженер Жюль Саломон, получивший потом титул одного из наиболее талантливых автоконструкторов XX века. Он создал много типов и марок различных машин, но его высшим достижением стали первые массовые автомобили «ситроен» начала 20-х годов. Вторым был Жозеф Лами, в недалеком будущем основатель довольно известной французской фирмы «Амилькар» и ее главный конструктор. На его счету несколько легких спортивных и гоночных машин той же марки, тоже получивших известность в 20-е годы. Так что вуатюретки «Ле Зэбр» можно считать в некоторой мере прародителями как мало известных у нас, но знаменитых за рубежом спортивных «амилькаров», так и всемирно известных «ситроенов». На том и держится слава автомобилей с экзотической маркой «Ле Зэбр». Их успели выпустить немало, и потому сейчас они не являются раритетами музеев.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ЛЕ ЗЭБР» (1909 г.)
Число мест - 2. Двигатель одноцилиндровый вертикальный водяного охлаждения. Объем - 601 см3. Мощность - 6 л.с. при 1600 об/мин. Число передач - 2. База. - 1850 мм. Длина - 2900 мм, ширина - 1250 мм, высота - 1370 мм. Колея - 1000 мм. Масса - 490 кг. Максимальная скорость - 50 км/ч. Средний расход топлива - 6 л на 100 км.
Оставьте ваш комментарий