Блог

Это была самая популярная за Ла-Маншем машина перед первой мировой войной и вскоре после нее. Постоянно совершенствуясь, она выпускалась 13 лет и фактически заложила основы типично британских прочных, дешевых и компактных автомобилей, воплощенных через многие годы в знаменитых «Моррис Минор» и особенно «Морис Мини», который выпускается и поныне.

Автомобильные историки не считают ее создателя-самоучку особенно талантливым конструктором, а скорее механиком-практиком, хорошо изучившим конструкцию различных машин и выбравшим из них лучшее, прекрасно зная, что нужно среднему небогатому покупателю. 

Уилльям Ричард Моррис (1877 - 1963) родился в Оксфорде, но несмотря на соседство со знаменитым университетом, ему не удалось получить высшее образование. Механику он постигал в авторемонтных мастерских;, работая там уже с 17 лет. Потом он открыл свой магазинчик по продаже велосипедов, затем пристроил к нему мастерскую и расширил «сферу бизнеса» и на мотоциклы. Огромный опыт торговца и неуемная жажда строить собственные автомобили привели его к идее организации своей фирмы.

Но для ее полного успеха Моррису необходимо было выбрать такую конструкцию, которая имела бы наибольший спрос. Общаясь с клиентами, он выяснил, что большинство из них хочет иметь несложную и недорогую «тележку для каждодневных деловых поездок», которую приходилось бы реже обслуживать и ремонтировать. Сам Моррис пока не был в состоянии разработать и сделать для новой машины сразу все узлы и потому, как и многие другие, решил просить помощи у других уже известных фирм. Заручившись финансовой поддержкой графа Макклесфилда, он в 1913 году основал компанию «У.Р.Моорис Лимитед» и приступил к постройке своего первого автомобиля. По имени родного города назвал его «Оксфорд». Конструкцию Моррис разработал самостоятельно еще год назад, проявив себя незаурядным «компоновщиком единого целого из разрозненных частей» Через многие годы к этому качеству прибавились способности организатора массового автомобильного производства. 

Первый «Моррис Оксфорд» образца 1913 года - английский вариант народного автомобиля

Первый наиболее простой вариант народного автомобиля «Морис Оксфорд» (1913 г.) 

«Моррис Оксфорд» состоял из набора частей, которые делали по заказам на других фирмах. Однолитровый четырехцилиндровый мотор мощностью 9 сил Моррису поставлял английская компания «Уайт энд Поупп». Она же предоставила ему трехступенчатую коробку передач, колеса были от фирмы «Санки», а шины «Данлоп», фары системы «Пауэлл энд Хэнмер» Говорили, что Моррис очень ловко использовал лучшие- достижения многих компаний, создав себе авторитет, затмивший коллективный труд десятков истинных создателей «Оксфорда». 

Единственной оригинальной технической особенностью этого легкого автомобиля было двухдисковое сцепление, выделявшееся необычностью на фоне подавляющего большинства конусных конструкций. Внешне же это была достаточно примитивная двухместная «тележка» с единственной фарой, легкими штампованными крыльями и массивными высокими колесами. И все-таки «Оксфорд» оказался неплохо скроенным, недорогим и прочным автомобилем со специфическим округлым верхом радиатора, за что его окрестили уз» («Бычий нос»). Это прозвище стало второй и даже более известной маркой машины и ее наследников. В помещении бывшей военной школы в Каули, предместье Оксфорда, Моррис наладил серийное производство своего первенца. Только в 1914 году было сделано более 1000 машин, а до 1917 года к ним прибавилось еще около 500 штук. В 1915 году в программу Морриса вошел еще и «Каули» с американским мотором «Континентал».Он представлял улучшенный, более комфортабельный вариант «Оксфорда», если вообще термин «комфортабельность» уместен для таких весьма примитивных машин. 

После войны обе машины начали выпускаться еще в больших масштабах, совершенствуясь с каждым годом. Моррис понимал, что первый 9-сильный мотор способен разве что на неспешное перемещение легкой вуатюретки с двухдверным кузовом. В то же время другие делали четырех- и шестиместные семейные машины с мощными моторами. Так Моррис, опасаясь падения популярности «< Оксфорд», пошел по пути его укрупнения и усложнения, с использованием все того же шасси. 

Настоящую самостоятельность фирма обрела с началом выпуска в 1919 году собственных моторов и основных агрегатов. В первой половине 20-х годов «Оксфорд» получил новый 1,5-литровый двигатель в 26 сил, а затем постепенно улучшалась конструкция других узлов. Так в 1925 году рессорная подвеска была дополнена амортизаторами, на следующий год к задним добавились передние тормоза, наряду с двухместным кузовом «турер» начали предлагать закрытый четырехдверный седан на четырех человек, а объем двигателя возрос до 1,J8 л. В 1925 году Моррис сбыл 54000 своих машин и «Оксфорд» стал в первый ряд наиболее продаваемых автомобилей в Англии. Всего до 1926 года было сделано свыше 150 тысяч машин серии «Булл- ноуз», то есть модели «Оксфорд» и «Каули».

Уилльяма Морриса стали называть «английс ким Фордом» а его «Оксфорд» отождествляли с «Фордом- Т» И не только из-за того, что Моррис наладил массовое производство, а скорее за то, что он, как и Генри Форд, в самые трудные времена не повышал, а снижал цены, приводя конкурентов в замешательство. Например), в начале 20-х годов он ежегодно изменял стоимость» Оксфорда», опустив ее с 4б5 до 162,5 фунтов стерлингов. В результате даже самый бедный британский труженик, немного скопив денег, мог его купить. К тому же, Моррис доставлял свои машины клиенту в любую точку страны, не требуя возмещения транспортных расходов, чем тоже привлекал на свою сторону новых покупателей. 

За специфическую форму радиатора «Моррис Оксфорд» получил прозвище «Бычий нос» 

Самый элегантный из всех первых автомобилей «Моррис» - двухместный родстер (1921) 

Улучшенным вариантом простенького «Оксфорда» стал «Каули» - 4-местный седан (1926 г.) 

Концом производства модели «Оксфорд-Буллноуз» считается 1926 год, когда радиатор в виде бычьего носа заменили плоским. Но на этом вовсе не закончилась судьба марки. Пройдя через десятки обновлений, «Оксфорд» оставался на конвейере до 60-х годов, сам же Уилльям Моррис получил всемирное признание как один из величайших промышленников. На его счету основание нескольких других британских автомобильных компаний, создание филиалов за границей и слияние главных английских автомобильных фирм в национальный концерн «Бритиш Мотор Корпорейшн». За свои заслуги перед родиной Моррис получил от правительства почетный титул лорда Нэффилда. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «МОРРИС ОКСФОРД» (1920 г.)

Число мест - 4. Двигатель четырехцилиндровый рядный бензиновый водяного охлаждения. Объем - 1548 см3. Мощность - 26 л.с. при 2800 об/мин. Число передач - 3. База - 2590 мм. Колея - 1220 мм. Масса - 800 кг. Максимальная скорость - 90 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: