Блог

Бельгийские автомобили высшего класса «Минерва» славились роскошной отделкой, большой мощностью, высоким качеством и солидностью. Они успешно кон­курировали с такими прославленными марками как «Роллс-Ройс»,»Испано-Сюиза», «Кадиллак», «Паккард» или «Дюзенберг».»Минерва» стала олицетворением славного автомобильного прошлого Бельгии и гордо­стью этой маленькой страны, которая сегодня полностью лишилась на­циональной автомобиль­ной промышленности.

Привлекательность и лег­кую узнаваемость автомо­билям «Минерва» создава­ла миниатюрная посереб­ренная головка мифоло­гической римской богини Минервы, ставшая фир­менной эмблемой;, устано­вленной на пробку радиа­тора. В славной истории «Минервы» немало удиви­тельных конструкций и знаменитых машин, принадлежавших сильным мира сего, но мы хотим вспомнить ее первые шаги и первые достижения, ко­гда слава фирмы еще не достигла своего апогея. 

«Минерва» создавалась поистине интернацио­нальными усилиями: фир­му основал голландец Сильван де Йонг, пере­бравшийся на жительство в Бельгию и продававший там английские велосипе­ды. Создав вскоре собст­венную велосипедную фирму, он дал ей имя рим­ского бога торговли Мер­курия, от которого был один шаг до Минервы. Велосипедная фабрика де Йон- га обосновалась под Антверпеном и была по тем време­нам достаточно крупной - в конце прошлого века на ней работало 200 человек и еженедельно выпускалось две сотни двухколесных машин. Потом де Йонгу при­шла в голову светлая мысль оснастить свои велосипеды моторчиками, превратив их в мотоциклы. Взяв за осно­ву конструкцию де Диона, он начал выпуск легких движков мощностью 2-4,5 л.с., но поставил их не толь­ко на велосипеды, но и на легкие четырехколесные повозки. Так в 1899 году родились первые автомобили марки «Минерва». 

Комфортабелъная «Минерва-Х» (1911 г.) с кузовом «торпеДо» имела бесшумный двигатель Найта

«Минерва-Х» (26 CV) с кузовом «ландолетт» высшего класса для королевского двора Бельгии 11914 г.)

Развитие автомобильного бизнеса шло не очень ус­пешно. Только через три года появились новые двух-, грех- и четырехцилиндровые экипажи. Еще через год «Минерва» была заявлена как автомобильная фирма, а свою продукцию смогла представить на салонах в Брюсселе и Париже толь­ко в 1904 году. К этому времени на ней работало 550 человек.

Большой толчок к ус­коренному развитию дал новый легкий 5-сильный автомобильчик с трубча­той рамой, получивший название «Минерветт». Он продавался за границей, в частности, имел большой успех в Англии, где стоил всего 106 фунтов стерлин­гов. Интересно, что его сбытом на берегах туман­ного Альбиона занимался тогда Чарльз Ролле, один из будущих создателей «Роллс-Ройса». В 1905 году он использовал шасси «Минерветта» для своей скоростной машины, на которой выступал в гон­ках на острове Мэн, но не­удачно. С тех пор), видимо, и появилась незримая свя­зующая нить между «Ми­нервой» и «Роллс-Ройсом», ставшими через несколь­ко лет непримиримыми конкурентами.

С тех пор началось медленное, но верное по­вышение акций «Минер­вы». В 1906 году она выпус­тила 600 машин и около 2000 двигателей и мотоциклов. С технической точки зрения они становились все более совершенными, объ­ем двигателей достиг 6,25 л, а их клапаны сделали оппозитными, цепная передача уступила место карданной, рама стала цельнометаллической сварной, на некоторых моделях коробку передач перенесли к заднему мос­ту. Все чаще «минервы» можно было встретить на гоноч­ных трассах Европы. Они стали пользоваться высоким спросом за рубежом, в основном в Англии, Франции и Голландии. Но кардинально положение изменила покупка у американской фирмы «Найт» лицензии на бескла­панные двигатели. Специально для налаживания их производства из Америки приехал сам изобретатель Чарльз Найт со своим механиком Л. Килбурном. 

Первая «Минерва» с таким мотором была показана на Лондонском автосалоне в 1908 году. Это была четы­рехцилиндровая конст­рукция объемом 6280 см3 с двойным зажиганием. В таком двигателе обычные клапаны были заменены довольно сложной систе­мой цилиндрических гильз, внутри которых пе­ремещались поршни, а са­ми гильзы двигались в ци­линдрах вверх и вниз, проворачиваясь на опре­деленный угол. При этом они открывали и закрыва­ли отверстия в патрубках, по которым в камеру сго­рания поступала горючая смесь и отводились отра­ботавшие газы. Весь меха­низм приводился в дейст­вие не менее замыслова­той системой шатунов, связанных с эксцентрика­ми распределительного вала. Да, весьма громоздко и сложно. Помимо того, многочисленные движу­щиеся детали создавали повышенное трение, тре­бовали усиленной смазки, давали высокий расход масла и соответственно дымный выхлоп. Через ка­ждые 40 тысяч километ­ров всю конструкцию на­до было разбирать и чис­тить от нагара. Но благо­даря бесшумности такие моторы пользовались большим спросом у мно­гих фирм вплоть до 30-х годов. На «Минерве» в те времена в ходу была рекламная фраза - «какими бы ни были бесклапанные моторы, они остаются бесшумны­ми на любых скоростях». Недаром до войны лицензии на них купили и многие другие фирмы, в том числе «Мерседес», «Панар-Левассор», английский «Даймлер» и американский «Виллис». 

«Минерва-Найт» модели WT (1910 г.) среднего класса с бесклапанным мотором объемом 2,3 л 

«Минерва-Х» с двигателем 4,1 л - уникальный экземпляр Брюссельского автомобильного музея 

С 1910 года в серийное производство пошла бес­клапанная серия «Минерва-Найт», принесшая этой марке имидж наиболее комфортабельных и бесшум­ных машин. Вместе с первым мотором 38CV начали выпускаться еще две модели - WT (16CV) и X (26CV) объемом 2,3 и 4,1 л соответственно. Они-то и стали наиболее популярными и позволили удвоить сбыт ав­томобилей. Потом к ним добавилась модель КК (14CV), и накануне войны «Ми­нерва» выпускала уже 4 бесклапанные модели объемом от 2,1 до 6,3 л. Проверка и доводка этих сложных конструкций проводилась в многочис­ленных соревнованиях. Среди них альпийские гонки в Австрии, зимний триал в Швеции,. Большой приз Бельгии и т.д. На гон­ках Турист Трофи на ост­рове Мэн в 1914 году го­ночные «минервы» с дви­гателями 3,3 л заняли вто­рое, третье и пятое места после непобедимого «Санбима». Эти машины снабжались дополнитель­ной системой смазки дви­гателей, поэтому на всем пути за ними стелился гу­стой сизый дым от сго­ревшего масла. Злые язы­ки в те годы утверждали. что «минервы» завоевали призовые места только благодаря сильному дыму, ослеплявшему конкурен­тов, ехавших позади и бо­явшихся их обогнать.

Успех бесклапанных моторов намного улучшил финансовое положение фирмы и еще сильнее по­высил ее авторитет. В ре­зультате производствен­ные цеха были расшире­ны, и перед войной на «Минерве» трудилось уже 1600 человек, а ежегодный выпуск достигал 3000 шасси.. Фирма стала крупнейшим автомобильным предприятием в Бельгии. В 1912 - 14 годах на автомобилях «Минерва-Найт» появились элек­трическое освещение, электростартеры и гидроамор­тизаторы. В 1913 году Сильван де Йонг пытался вне­дрить стандартизацию на всей своей гамме и создать общеевропейскую систему стандартов в автомобиле­строении, но, видно, для этого еще не пришло время.

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «МИНЕРВА-Х « 26CV (1911 г.)

Число мест — 5. Двигатель четырехцилиндровый бесклапанный водяного охлаждения. Объем - 4084 см3. Мощность - 26 л.с. при 1800 об/мин. Число передач - 4. База - 2800-3100 мм.

Масса с разными кузовами - 1650-1800 кг. Скорость - 80 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: