Бельгийские автомобили высшего класса «Минерва» славились роскошной отделкой, большой мощностью, высоким качеством и солидностью. Они успешно конкурировали с такими прославленными марками как «Роллс-Ройс»,»Испано-Сюиза», «Кадиллак», «Паккард» или «Дюзенберг».»Минерва» стала олицетворением славного автомобильного прошлого Бельгии и гордостью этой маленькой страны, которая сегодня полностью лишилась национальной автомобильной промышленности.
Привлекательность и легкую узнаваемость автомобилям «Минерва» создавала миниатюрная посеребренная головка мифологической римской богини Минервы, ставшая фирменной эмблемой;, установленной на пробку радиатора. В славной истории «Минервы» немало удивительных конструкций и знаменитых машин, принадлежавших сильным мира сего, но мы хотим вспомнить ее первые шаги и первые достижения, когда слава фирмы еще не достигла своего апогея.
«Минерва» создавалась поистине интернациональными усилиями: фирму основал голландец Сильван де Йонг, перебравшийся на жительство в Бельгию и продававший там английские велосипеды. Создав вскоре собственную велосипедную фирму, он дал ей имя римского бога торговли Меркурия, от которого был один шаг до Минервы. Велосипедная фабрика де Йон- га обосновалась под Антверпеном и была по тем временам достаточно крупной - в конце прошлого века на ней работало 200 человек и еженедельно выпускалось две сотни двухколесных машин. Потом де Йонгу пришла в голову светлая мысль оснастить свои велосипеды моторчиками, превратив их в мотоциклы. Взяв за основу конструкцию де Диона, он начал выпуск легких движков мощностью 2-4,5 л.с., но поставил их не только на велосипеды, но и на легкие четырехколесные повозки. Так в 1899 году родились первые автомобили марки «Минерва».
Комфортабелъная «Минерва-Х» (1911 г.) с кузовом «торпеДо» имела бесшумный двигатель Найта
«Минерва-Х» (26 CV) с кузовом «ландолетт» высшего класса для королевского двора Бельгии 11914 г.)
Развитие автомобильного бизнеса шло не очень успешно. Только через три года появились новые двух-, грех- и четырехцилиндровые экипажи. Еще через год «Минерва» была заявлена как автомобильная фирма, а свою продукцию смогла представить на салонах в Брюсселе и Париже только в 1904 году. К этому времени на ней работало 550 человек.
Большой толчок к ускоренному развитию дал новый легкий 5-сильный автомобильчик с трубчатой рамой, получивший название «Минерветт». Он продавался за границей, в частности, имел большой успех в Англии, где стоил всего 106 фунтов стерлингов. Интересно, что его сбытом на берегах туманного Альбиона занимался тогда Чарльз Ролле, один из будущих создателей «Роллс-Ройса». В 1905 году он использовал шасси «Минерветта» для своей скоростной машины, на которой выступал в гонках на острове Мэн, но неудачно. С тех пор), видимо, и появилась незримая связующая нить между «Минервой» и «Роллс-Ройсом», ставшими через несколько лет непримиримыми конкурентами.
С тех пор началось медленное, но верное повышение акций «Минервы». В 1906 году она выпустила 600 машин и около 2000 двигателей и мотоциклов. С технической точки зрения они становились все более совершенными, объем двигателей достиг 6,25 л, а их клапаны сделали оппозитными, цепная передача уступила место карданной, рама стала цельнометаллической сварной, на некоторых моделях коробку передач перенесли к заднему мосту. Все чаще «минервы» можно было встретить на гоночных трассах Европы. Они стали пользоваться высоким спросом за рубежом, в основном в Англии, Франции и Голландии. Но кардинально положение изменила покупка у американской фирмы «Найт» лицензии на бесклапанные двигатели. Специально для налаживания их производства из Америки приехал сам изобретатель Чарльз Найт со своим механиком Л. Килбурном.
Первая «Минерва» с таким мотором была показана на Лондонском автосалоне в 1908 году. Это была четырехцилиндровая конструкция объемом 6280 см3 с двойным зажиганием. В таком двигателе обычные клапаны были заменены довольно сложной системой цилиндрических гильз, внутри которых перемещались поршни, а сами гильзы двигались в цилиндрах вверх и вниз, проворачиваясь на определенный угол. При этом они открывали и закрывали отверстия в патрубках, по которым в камеру сгорания поступала горючая смесь и отводились отработавшие газы. Весь механизм приводился в действие не менее замысловатой системой шатунов, связанных с эксцентриками распределительного вала. Да, весьма громоздко и сложно. Помимо того, многочисленные движущиеся детали создавали повышенное трение, требовали усиленной смазки, давали высокий расход масла и соответственно дымный выхлоп. Через каждые 40 тысяч километров всю конструкцию надо было разбирать и чистить от нагара. Но благодаря бесшумности такие моторы пользовались большим спросом у многих фирм вплоть до 30-х годов. На «Минерве» в те времена в ходу была рекламная фраза - «какими бы ни были бесклапанные моторы, они остаются бесшумными на любых скоростях». Недаром до войны лицензии на них купили и многие другие фирмы, в том числе «Мерседес», «Панар-Левассор», английский «Даймлер» и американский «Виллис».
«Минерва-Найт» модели WT (1910 г.) среднего класса с бесклапанным мотором объемом 2,3 л
«Минерва-Х» с двигателем 4,1 л - уникальный экземпляр Брюссельского автомобильного музея
С 1910 года в серийное производство пошла бесклапанная серия «Минерва-Найт», принесшая этой марке имидж наиболее комфортабельных и бесшумных машин. Вместе с первым мотором 38CV начали выпускаться еще две модели - WT (16CV) и X (26CV) объемом 2,3 и 4,1 л соответственно. Они-то и стали наиболее популярными и позволили удвоить сбыт автомобилей. Потом к ним добавилась модель КК (14CV), и накануне войны «Минерва» выпускала уже 4 бесклапанные модели объемом от 2,1 до 6,3 л. Проверка и доводка этих сложных конструкций проводилась в многочисленных соревнованиях. Среди них альпийские гонки в Австрии, зимний триал в Швеции,. Большой приз Бельгии и т.д. На гонках Турист Трофи на острове Мэн в 1914 году гоночные «минервы» с двигателями 3,3 л заняли второе, третье и пятое места после непобедимого «Санбима». Эти машины снабжались дополнительной системой смазки двигателей, поэтому на всем пути за ними стелился густой сизый дым от сгоревшего масла. Злые языки в те годы утверждали. что «минервы» завоевали призовые места только благодаря сильному дыму, ослеплявшему конкурентов, ехавших позади и боявшихся их обогнать.
Успех бесклапанных моторов намного улучшил финансовое положение фирмы и еще сильнее повысил ее авторитет. В результате производственные цеха были расширены, и перед войной на «Минерве» трудилось уже 1600 человек, а ежегодный выпуск достигал 3000 шасси.. Фирма стала крупнейшим автомобильным предприятием в Бельгии. В 1912 - 14 годах на автомобилях «Минерва-Найт» появились электрическое освещение, электростартеры и гидроамортизаторы. В 1913 году Сильван де Йонг пытался внедрить стандартизацию на всей своей гамме и создать общеевропейскую систему стандартов в автомобилестроении, но, видно, для этого еще не пришло время.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «МИНЕРВА-Х « 26CV (1911 г.)
Число мест — 5. Двигатель четырехцилиндровый бесклапанный водяного охлаждения. Объем - 4084 см3. Мощность - 26 л.с. при 1800 об/мин. Число передач - 4. База - 2800-3100 мм.
Масса с разными кузовами - 1650-1800 кг. Скорость - 80 км/ч.
Оставьте ваш комментарий