Блог

Среди продукции всем известной фирмы «Опель», выпущенной более чем за 100 лет, немало легковых автомобилей, ставших знаменитыми по тем или иным причинам. Та солидность и значимость фирмы, высокий авторитет и качество ее продукции, которыми она славится сегодня, не пришли вдруг, а создавались кропотливым трудом в течение многих десятилетий.

Разбираясь в хитросплетениях первых лет деятельности этой автомобильной фирмы, именующейся до сих пор «Адам Опель», приходишь к удивительному выводу: сам Адам Опель, чье имя носит немецкая компания, вовсе не имел никакого отношения в автомобилям. Более того, будучи человеком старой закалки, у которого всю жизнь перед глазами маячил хвост запряженной в повозку лошади, он был категорически против нового безлошадного средства передвижения. Никогда бы мы с вами не сели за руль автомобиля с маркой «Опель», если бы Адам Опель не отошел в мир иной в сентябре 1895 года. 

Своим пяти сыновьям, Карлу, Вильгельму, Генриху, Фрицу и Людвигу', младшему из которых тогда было 15 лет, а старшему 26 лет, он завещал свой заводик домашних швейных машин и велосипедов, которые выпускались еще с 1862 года. Это было крупное по тем временам предприятие. В 1880-е годы на нем выпускалось 16000 велосипедов и работало 1000 человек. Однако новое поколение оказалось более прогрессивным. Поездив по автомобильным салонам, сыновья заразились идеей нового безлошадного транспорта. Решающим толчком к новой сфере деятельности стало падение спроса на велосипеды и рождение нового модного увлечения автомобилями. 

Легкий непритязательный и дешевый «Опель-4/8Р8 Докторваген» мощностью 8 л.с. (1909 г.) 

«Докторваген», неприхотливое средство передвижения для врачей (1908 г.) 

В 1897 году братья стали случайными свидетелями победы Фридриха Луцманна на гонках в Берлине и тут же купили у него патент на автомобиль модели «Виктория», который тот делал по лицензии Карла Бенца. Сегодня можно усомниться в правильности выбора братьев - поскольку выбранная конструкция уже устарела. Построив на следующий год свой первый 3,5-сильный «Опель» по образцу Луцманна, они сами убедились в ошибочности выбора. Братья не пали духом и быстренько переориентировались на сотрудничество с французским «Дарраком», легкие машины которого представляли тогда новое слово в автомобильной технике. Потом еще несколько лет они покупали французские шасси и ставили на них свой кузов. Эта продукция носила название «Опель-Даррак».

Первый автомобиль, полностью построенный в стенах «Опеля», появился в 1902 году. По сути это был все тот же «Даррак» с двухцилиндровым 12-сильным мотором, но на его базе вскоре создали целое семейство собственных конструкций с двух- и четырехцилиндровыми двигателями мощностью до 60 л.с. В 1906 году срок соглашения с «Дарраком» истек, и перед «Опелем» встал серьезный вопрос: что и как делать дальше? 

Найти собственное лицо в автомобильном бизнесе всегда было и остается очень сложной проблемой. Некоторым фирмам это удается путем соединения таланта руководителей и инженеров, некоторым же найти свое место не удается никогда. «Опель» относится в первой категории. 

Никто не знает, кому тогда пришла в голову удивительная идея сделать специальный автомобиль для врачей - «Докторваген». С коммерческой точки зрения замысел на первый взгляд не выдерживал критики. Ну разве можно ориентироваться на очень небольшую группу покупателей, посвятивших себя делу исцеления людей? Но давайте разберемся. Какой автомобиль нужен врачу? 

Конечно, прочный и выносливый, легкий и надежный, чтобы добраться к больному как можно быстрее по немощеным, раскисшим от дождей или засыпанным снегом дорогам. Машина должна одинаково хорошо служить своему владельцу в жаркий летний зной, зимнюю стужу, осеннюю непогоду и быть готовой к работе в любое время суток. Ее надо рассчитывать на одного- двух человек с легкой кладью. Учитывая, что обычно доктор ничего не смыслит в технике и вряд ли когда- нибудь заглянет под капот, автомобиль должен быть очень простым, неприхотливым и легким в управлении. На водителя можно возложить только самую простую задачу - замену колес а где-то в забытом богом месте. Плюс ко всему - автомобиль должен быть, конечно, как можно дешевле. 

Однако истинное содержание идеи «Докторвагена» заключалась как раз в том, что специально для врачей его никогда и не рассчитывали. Просто это была небольшая уловка с оригинальным названием, за которым скрывалась великая идея народного автомобиля. Действительно, что нужно обычному небогатому и непривередливому покупателю? Прочитайте еще раз требования к «Докторвагену», и вы поймете, что «автомобиль для всех» как раз и должен иметь перечисленные свойства. 

В 1908 году «Опель» выпустил свою самую маленькую 8-сильную двухместную модель 4/8 PS, получившую название «Докторваген». Как и «нормальный» автомобиль, он имел 4-цилиндровый мотор с электрическим зажиганием системы Боша объемом всего один литр и мощностью 8 сил, четырехступенчатую коробку передач с карданным приводом на задние колеса, рессорную подвеску и задние барабанные тормоза. В первых вариантах «Докторваген» не имел ни дверей, ни даже брезентового верха, и врач обдувался семью ветрами, пока добирался до пациента. Для борьбы с непогодой и холодом в комплект входил лишь непромокаемый фартук для ног. Зато стоил автомобильчик всего 3950 марок - дешевле всех остальных. Было у простенького «Докторвагена» и несколько технических новинок. Например, алюминиевый картер двигателя и быстросъемные колеса, но первенство следует отдать хитроумной системе централизованной смазки, где масло доставлялось к точкам смазки цепными транспортерчиками со специальными скребочками. Потом «Докторвагена» снабдили тентом, сзади поставили третье сиденье и сделали легкий закрытый кузов-купе. Для автомобиля предлагали на выбор 3 типа двигателей объемом 1,0-1,1 л одинаковой мощности 8 л.с. Но и в этом можно увидеть зачатки будущего. Дело в том, что, посетив Америку, Вильгельм Опель проникся идеей стандартизации и впервые сделал все 3 двигателя максимально унифицированными, заложив тем самым основы стандартизации на своей фирме, ставшие предвестницами массового конвейерного производства. 

Прямой наследник популярного «Докторвагена» - двухместный 12-сильный «Опель-5/12Р8» (1912 г.) 

Более представительный 4-местный «Опель-8/14Р8» заменил в 1910 году известный «Докторваген» 

Ставка, сделанная на «Докторваген», полностью оправдалась. Он стал первым доступным для покупателей автомобилем марки «Опель», которыми потом будет славиться эта фирма. В 1909-К) годах объем производства на «Опеле» удвоился, был построен новый завод с передовыми по тем временам станками. Производство швейных машинок прекратилось в 1911 году, когда сгорел цех, в котором они изготовлялись. 

Историческая значимость простенького и легонького «Докторвагена» не подлежит сомнению: он заложил основы массового стандартизированного производства легковых автомобилей «Опель» для самого многочисленного среднего класса и вывел фирму в ряд ведущих автомобильных компаний мира. «(Опель Докторваген» в таком исполнении, как описано выше, производился всего 3 года. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ОПЕЛЬ 4/8 PS «ДОКТОРВАГЕН» (1908 г.)

Число мест - 2. Двигатель рядный четырехцилиндровый водяного охлаждения. Рабочий объем - 1029-1128 см3, мощность - 8 л.с. при 1600 об/мин. Число передач - 4. Масса - 525 кг. Максимальная скорость - 50 км/ч. Средний расход топлива - 7,5 л на 100 км.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: