Автомобили с передними ведущими колесами сегодня настолько популярны и общепризнаны, что кажется, будто они существовали всегда. На самом деле переднеприводные легковые машины еще совсем молоды, хотя и имеют очень давнюю и непростую историю.
Она насыщена многими удивительными и смелыми, но недолговечными конструкциями, опередившими свое время. И потому большинству из них было суждено полное забвение. Изобретатели первых переднеприводных автомобилей исходили из самой естественной логики: если у гужевой повозки лошадь стоит спереди, то почему у автомобиля ведущими должны быть задние колеса? С передним приводом и автомобиль-то тянет лучше, и на поворотах он устойчивее. Но все ограничивало одно простое обстоятельство - механика и техника тех лет не смогли дать машине таких легких и надежных шарниров, которые требовались для передачи достаточно больших усилий под большими углами во время поворотов колес в ту или иную сторону. Эта с виду простая задача оказалась не по зубам инженерам прошлого. Она благополучно разрешилась лишь относительно недавно. Тогда-то и началось массовое производство автомобилей с передними ведущими колесами. Ну а нам стоит вернуться в последние годы ушедшего века, чтобы убедиться, что такие машины имеют солидную историю.
Первый в мире переднеприводный автомобиль братьев Грэф мощностью 3,25 л.с. в Венском музее (1898 г.)
В 1901 году появился второй вариант «Грэфа" мощностью 4,5 л.с. с передними ведущими колесами
Какому же автомобилю довелось возглавить длинный ряд переднеприводных машин? Как известно, самую первую самоходную повозку сделал француз Кюньо в 1769 году. Вот она-то и была переднеприводной! Паровой котел с паровой машиной и всем приводом был у нее водружен на одно единственное переднее колесо и отклонялся вместе с ним в разные стороны. Конечно, никаких сложных шарниров равных угловых скоростей здесь не было и в помине. Ну а первым бензиновым легковым экипажем стал австрийский «Грэф». Славен он не только этим, а еще и тем, что в мировой истории стал основоположником семейства шикарных и прочных машин марки «Грэф унд Штифт». Впрочем, у нас их мало кто знает, и потом мы еще расскажем о некоторых представителях этой марки. А пока вернемся к герою нашего рассказа.
Под маркой «Грэф» скрывались сразу три брата Карл, Генрих и Франц Грэф. Они владели небольшой слесарной мастерской, выпускавшей велосипеды и несложные механизмы. Поддавшись юношескому задору молодого конструктора Генриха Позендайнера, увлеченного новыми самоходными повозками, они решились взяться за постройку своего автомобиля. За неимением собственного опыта за основу взяли легкую французскую вуатюретку «Де Дион-Бутон» но, решив внести в нее что-то свое, пошли по совершенно нетрадиционному пути. Они сделали все наоборот: легкий одноцилиндровый моторчик в 3,25 силы переставили с задней оси на переднюю. Это необычное по тем временам решение оказалось неслыханно смелым. Появившаяся в 1898 году первая машина братьев Грэф стала первым в мире переднеприводным автомобилем. Значение этого изобретения можно оценить только сегодня, когда подавляющее большинство малолитражек снабжено передними ведущими колесами. Тогда же, на рубеже веков, это расценили как желание братьев соригинальничать и сделать все не так, как у других. Первый «Граф» имел по тем временам стандартное конусное сцепление и трехступенчатую «дедионовскую» коробку с конической главной передачей со встроенным в нее дифференциалом.
Все это тоже было традиционным. Но вот за дифференциалом пошли «чудачества» Графов. Крутящий момент на передние колеса передавался короткими шарнирами с карданными сочленениями.
Все это устройство прикрывал капот, под которым стоял радиатор водяного охлаждения. Рама автомобиля была сделана из легких трубок. Кузов был двухместный с откидным верхом. Все, кроме переднего привода, решено в лучших традициях автомобильных конструкций конца XIX века. Но именно привод и принес автомобильчику мировую славу и известность.
Благодаря врожденной национальной гордости и аккуратности, которыми особенно отличаются небольшие европейские нации, австрийцы сохранили этот уникум. Это тем более странно, что в первые годы своего существования он никого не привлек и не обратил на себя внимания специалистов.
Первый опытный образец автомобиля «Грэф» с трехсильным мотором «Де Дион»
Водитель «Грэфа» получает приз от президента Австрийского автоклуба Александра Грэфа на финише пробега (1931 г.)
Теперь переднеприводный «Граф» хранится в Техническом музее в Вене.
Карл Граф предусмотрительно решил официально оформить свой приоритет на изобретение. 30 ноября 1900 года он получил патент № 3183 на «Привод передних управляемых колес автомобиля»И все-таки, несмотря на оригинальность или, наоборот, благодаря ей, «Граф» успехом не пользовался. К тому были серьезные основания. Во-первых, нагрузки на детали привода были так высоки, что он постоянно ломался. Во-вторых, возможностей слесарной мастерской хватало лишь на то, чтобы вручную за несколько месяцев собрать только один самоходный экипаж. Второй прототип появился лишь в 1901 году. Его оснастили более мощным одноцилиндровым мотором в 4,5 силы жидкостного охлаждения и четырехместным кузовом с тентом, который сделали на фирме «Армбрустер».
На второй Международной автомобильной выставке в Вене, проходившей в мае-июне 1901 года, этот автомобиль был удостоен серебряной медали. А самый первый «Грэф» остается ценнейшим музейным экспонатом. Он готов к выезду в любую минуту. Так было, например, 6 июня 1931 года, когда президент Австрийского автоклуба Александр Грэф выехал на нем на «Конкурс элегантности» и получил лавровый венок «За революционность идеи».
На этом, в общем-то, и кончается короткая история как переднеприводного автомобиля, так и всей марки «Граф». Ее дальнейшую судьбу решила случайность, как это часто бывает в истории. Но этой случайности было суждено вывести мелкую слесарную мастерскую в ранг наиболее престижных в мире фирм. Было это на том же Венском автосалоне 1901 года. Рядом со стендом Карла Грэфа расположилась экспозиция никому неизвестной австрийской фирмы «Целеритас», которой руководил Вильгельм Штифт. Они познакомились и вскоре подписали контракт о создании объединенной компании, из которой через несколько лет родилась автомобильная фирма «Граф унд Штифт», прославившаяся своими машинами, называвшимися «австрийскими роллс-ройсами».
Одновременно с «Грэфом» французская фирма «Латиль» построила подобный переднеприводный автомобильчик, но и он никакого успеха не имел. После этого о переднем приводе надолго забыли.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ БРАТЬЕВ ГРЭФ (1898 г.)
Число мест - 2. Двигатель одноцилиндровый четырехтактный водяного охлаждения «Де Дион-Бутон". Объем - 402 см3. Мощность - 3,25 л. с. при 800 об/мин. Коробка передач - механическая, число передач - 3. База - 1600 мм. Масса - около 400 кг. Максимальная скорость - 30 км/ч.
Оставьте ваш комментарий