Блог

Автомобили с передними ведущими колесами сего­дня настолько популярны и общепризнаны, что кажет­ся, будто они существовали всегда. На самом деле переднеприводные легковые машины еще совсем моло­ды, хотя и имеют очень давнюю и непростую ис­торию.

Она насыщена многими удивительными и смелыми, но недолго­вечными конструкциями, опередившими свое вре­мя. И потому большинству из них было суждено пол­ное забвение. Изобретате­ли первых переднепри­водных автомобилей ис­ходили из самой естест­венной логики: если у гу­жевой повозки лошадь стоит спереди, то почему у автомобиля ведущими должны быть задние коле­са? С передним приводом и автомобиль-то тянет лучше, и на поворотах он устойчивее. Но все огра­ничивало одно простое обстоятельство - механи­ка и техника тех лет не смогли дать машине таких легких и надежных шар­ниров, которые требова­лись для передачи доста­точно больших усилий под большими углами во время поворотов колес в ту или иную сторону. Эта с виду простая задача оказа­лась не по зубам инжене­рам прошлого. Она благо­получно разрешилась лишь относительно не­давно. Тогда-то и началось массовое производство автомобилей с передними ведущими колесами. Ну а нам стоит вернуться в последние годы ушедшего века, чтобы убедиться, что такие машины имеют солидную историю. 

Первый в мире переднеприводный автомобиль братьев Грэф мощностью 3,25 л.с. в Венском музее (1898 г.) 

В 1901 году появился второй вариант «Грэфа" мощностью 4,5 л.с. с передними ведущими колесами 

Какому же автомобилю довелось возглавить длин­ный ряд переднеприводных машин? Как известно, са­мую первую самоходную повозку сделал француз Кюньо в 1769 году. Вот она-то и была переднеприводной! Паровой котел с паровой машиной и всем приводом был у нее водружен на одно единственное переднее ко­лесо и отклонялся вместе с ним в разные стороны. Ко­нечно, никаких сложных шарниров равных угловых скоростей здесь не было и в помине. Ну а первым бен­зиновым легковым экипа­жем стал австрийский «Грэф». Славен он не толь­ко этим, а еще и тем, что в мировой истории стал ос­новоположником семей­ства шикарных и прочных машин марки «Грэф унд Штифт». Впрочем, у нас их мало кто знает, и потом мы еще расскажем о неко­торых представителях этой марки. А пока вер­немся к герою нашего рассказа. 

Под маркой «Грэф» скрывались сразу три бра­та Карл, Генрих и Франц Грэф. Они владели не­большой слесарной мас­терской, выпускавшей ве­лосипеды и несложные механизмы. Поддавшись юношескому задору моло­дого конструктора Генри­ха Позендайнера, увлечен­ного новыми самоходны­ми повозками, они реши­лись взяться за постройку своего автомобиля. За не­имением собственного опыта за основу взяли лег­кую французскую вуатюретку «Де Дион-Бутон» но, решив внести в нее что-то свое, пошли по совершен­но нетрадиционному пу­ти. Они сделали все наоборот: легкий одноци­линдровый моторчик в 3,25 силы переставили с задней оси на переднюю. Это необычное по тем време­нам решение оказалось неслыханно смелым. Появив­шаяся в 1898 году первая машина братьев Грэф стала первым в мире переднеприводным автомобилем. Зна­чение этого изобретения можно оценить только сегод­ня, когда подавляющее большинство малолитражек снабжено передними ведущими колесами. Тогда же, на рубеже веков, это расценили как желание братьев соригинальничать и сделать все не так, как у других. Пер­вый «Граф» имел по тем временам стандартное конус­ное сцепление и трехступенчатую «дедионовскую» ко­робку с конической главной передачей со встроенным в нее дифференциалом. 

Все это тоже было тради­ционным. Но вот за диф­ференциалом пошли «чу­дачества» Графов. Крутя­щий момент на передние колеса передавался корот­кими шарнирами с кар­данными сочленениями. 

Все это устройство при­крывал капот, под кото­рым стоял радиатор водя­ного охлаждения. Рама ав­томобиля была сделана из легких трубок. Кузов был двухместный с откидным верхом. Все, кроме перед­него привода, решено в лучших традициях авто­мобильных конструкций конца XIX века. Но имен­но привод и принес авто­мобильчику мировую сла­ву и известность. 

Благодаря врожденной национальной гордости и аккуратности, которыми особенно отличаются не­большие европейские на­ции, австрийцы сохрани­ли этот уникум. Это тем более странно, что в пер­вые годы своего существо­вания он никого не привлек и не обратил на себя внимания специалистов. 

Первый опытный образец автомобиля «Грэф» с трехсильным мотором «Де Дион»

Водитель «Грэфа» получает приз от президента Австрийского автоклуба Александра Грэфа на финише пробега (1931 г.) 

Теперь переднеприводный «Граф» хранится в Техни­ческом музее в Вене.

Карл Граф предусмот­рительно решил офици­ально оформить свой приоритет на изобрете­ние. 30 ноября 1900 года он получил патент № 3183 на «Привод передних управ­ляемых колес автомобиля»И все-таки, несмотря на оригинальность или, наоборот, благодаря ей, «Граф» ус­пехом не пользовался. К тому были серьезные основа­ния. Во-первых, нагрузки на детали привода были так высоки, что он постоянно ломался. Во-вторых, возмож­ностей слесарной мастерской хватало лишь на то, что­бы вручную за несколько месяцев собрать только один самоходный экипаж. Второй прототип появился лишь в 1901 году. Его оснастили более мощным одноцилинд­ровым мотором в 4,5 силы жидкостного охлаждения и четырехместным кузовом с тентом, который сделали на фирме «Армбрустер». 

На второй Междуна­родной автомобильной выставке в Вене, прохо­дившей в мае-июне 1901 года, этот автомобиль был удостоен серебряной ме­дали. А самый первый «Грэф» остается ценней­шим музейным экспона­том. Он готов к выезду в любую минуту. Так было, например, 6 июня 1931 года, когда президент Ав­стрийского автоклуба Але­ксандр Грэф выехал на нем на «Конкурс элегант­ности» и получил лавро­вый венок «За революци­онность идеи». 

На этом, в общем-то, и кончается короткая исто­рия как переднепривод­ного автомобиля, так и всей марки «Граф». Ее дальнейшую судьбу реши­ла случайность, как это часто бывает в истории. Но этой случайности бы­ло суждено вывести мелкую слесарную мастер­скую в ранг наиболее пре­стижных в мире фирм. Было это на том же Вен­ском автосалоне 1901 го­да. Рядом со стендом Кар­ла Грэфа расположилась экспозиция никому неиз­вестной австрийской фирмы «Целеритас», кото­рой руководил Вильгельм Штифт. Они познакоми­лись и вскоре подписали контракт о создании объ­единенной компании, из которой через несколько лет родилась автомобильная фирма «Граф унд Штифт», прославившаяся своими машинами, называвшимися «австрийскими роллс-ройсами».

Одновременно с «Грэфом» французская фирма «Латиль» построила подобный переднеприводный автомо­бильчик, но и он никакого успеха не имел. После этого о переднем приводе надолго забыли. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ БРАТЬЕВ ГРЭФ (1898 г.)

Число мест - 2. Двигатель одноцилиндровый четырехтактный водяного охлаждения «Де Дион-Бутон". Объем - 402 см3. Мощность - 3,25 л. с. при 800 об/мин. Коробка передач - механическая, число передач - 3. База - 1600 мм. Масса - около 400 кг. Максимальная скорость - 30 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: