Можно с полной определенностью сказать, что в конце прошлого века автомобильное ремесло стало уделом и судьбой самых прогрессивных и талантливых молодых людей, часто не имевших обширных знаний, но умевших все делать собственными руками, опираясь на свой практический опыт. Ничего особенного в этом тогда не находили. Большинство автомобилей в те давние времена изготовляли вообще без каких-либо чертежей или расчетов, а просто по простейшим наброскам из попавших под руку подходящих деталей, когда глубокие инженерные познания заменяла интуиция.
Именно такими были братья Рено - основатели ныне всемирно известного французского автомобильного концерна, одного из крупнейших в мире. Одновременно это - одна из старейших среди всех существующих сегодня автомобильных фирм. «Главой» среди трех братьев был Луи Рено (1877 - 1944), увлеченный техникой и каждую свободную минуту возившийся над какой-нибудь механической «игрушкой». Б этих занятиях, казавшихся всем окружающим пустыми забавами, ему помогали два других брата - Марсель и Фернан, а также их приятель Эдуард Ришэ.
Утверждают, что Луи Рено все делал интуитивно, не утруждая себя никакими теоретическими выкладками и чертежами. Впрочем, французы до сих пор находят в этом доказательство его гениальности. У Рено не было знаний даже основ физики, математики, механики или сопротивления материалов. Он питал отвращение к черчению и рисованию. Более того, он вообще не любил учиться, а точные науки совсем терпеть не мог. Вместо долгих теоретических подготовительных работ он решил просто-напросто «слепить» свою машину из различных деталей, которые удалось приобрести или отыскать по случаю. Может быть, это и можно было бы признать верным путем - использовать уже кем-то накопленный опыт, а не вновь «изобретать велосипед», но у Рено, как считают специалисты, подражательство приобрело какой-то извращенный вид. Внимание Луи привлекали легкие четырехколесные автомобильчики-квадрициклы де Диона, которые пользовались неплохой репутацией у покупателей и славились надежностью. Впрочем простое использование чужих идей можно было бы и простить Рено. Ведь он делал свой автомобиль только для себя и своей семьи и вовсе не собирался его продавать. Тем более, он и не помышлял о налаживании широкого производства. Но все обернулось по-другому и, видимо, не стоит вообще списывать на нет талант или даже гениальность Луи Рено. Ведь заурядному человеку, каким его иногда представляют, все, что он сделал потом, было бы не под силу.
«Рено-А» - первый в мире автомобиль с карданным приводом задних колес и шариковыми подшипниками (1898 г.)
Луи Рено испытывает свой первый автомобиль на улицах Парижа (1898 г.)
Семья Рено имела домик с лавочкой на небольшой зеленой лужайке в местечке Бийянкур на окраине Парижа. Тут-то братья и построили в 1898 году свой первый очень легкий, очень маленький и нескладный автомобильчик-вуатюретку мощностью 0,75 л.с. Когда осенью 1898 года он выехал из заросшего плющом сарайчика-мастерской на улицы Парижа, вряд ли кто-нибудь, включая самих братьев, мог себе представить, что они начали великое дело и дали миру первенца, за которым вот уже целый век идут и идут миллионы и миллионы автомобилей с маркой «Рено», известной любому на планете. На следующий год братья изготовили улучшенный образец «Рено-А» Машину двигал легкий
одноцилиндровый моторчик де Диона объемом 273 см' с воздушным охлаждением и электрическим зажиганием. Его поставили на легкое двухместное шасси на четырех оспицованных колесах. Но моторчик располагался не сзади, как у «Де Диона», а спереди, под полукруглым капотом, который остряки сразу же окрестили разинутым голодным ртом.
Двигатель развивал мощность всего 1,75 л.с. Но не он был «изюминкой» всего экипажа. Главной заслугой братьев Рено стала трансмиссия. Механическая шестеренчатая коробка имела 3 передачи вперед, причем третья была прямой.
Имелся также и задний ход. В принципе коробка передач не отличалась от тех, что мы видим на практически любом современном автомобиле. Тогда же это было достижением исторического значения, которое сразу же запатентовали. Не менее важным конструктивным решением стал карданный привод на задние колеса с главной шестеренчатой передачей, сблокированной с дифференциалом. Впервые разработчики убедились, что можно обойтись без лишней промежуточной оси, ременных приводов и цепей. Новая передача оказалась проще, легче и надежнее всех прежних сложных систем. Рама «Рено» была на редкость легкой. Ее спаяли из алюминиевых трубок. Колеса уже имели пневмошины и крепились на рессорах. Передние управлялись при помощи рулевого рычага, а вскоре его заменили на традиционный руль. Вообще этот микроавтомобиль таил в себе множество новшеств.
В центре - Луи Рено за рулем прототипа мощностью 0,75 л.с., слева - Марсель Рено, справа — «Рено-А»
Родоначальник автомобильного семейства «Рено» - модель А хранится сегодня в музее концерна «Рено» в Париже
Например, на нем впервые применили шариковые подшипники. Луи интуитивно чувствовал, что они дают меньшее сопротивление, чем обычные в те времена подшипники трения с латунными вкладышами.
На удивление самих создателей, автомобиль вышел удачным. Потому братья и решили взяться за изготовление небольшой партии для продажи. До конца того же года они сделали 15 штук И снова они имели бурный успех. Результатом этого стало основание 30 марта 18°° года компании «Братья Рено» с капиталом в 60 тысяч франков. Так братья всерьез занялись автомобильным промыслом. С самого начала их дела шли на редкость удачно. Уже в первые о месяцев молодая фирма сделала 60 машин и подала первые заявки на участие в крупных автомобильных соревнованиях. На своих гоночных машинах Луи и Марсель Рено сразу же заняли первые и вторые места в соревнованиях Париж-Трувилль и Париж-Остенде.
Деловая смекалка братьев позволила быстро оценить ситуацию и развернуть свое дело на широкую ногу. Луи взялся за совершенствование конструкции машин, Марсель стал организатором их промышленного производства и руководителем по сбыту, а также проявил себя искусным гонщиком. Еще задолго до Генри Форда он пытался наладить массовое производство.
Первая вуатюретка выпускалась всего пару лет. Ее оснастили двумя дополнительными сиденьями и высоким закрытым кузовом «купе» («Рено-В»), и от того миниатюрная коротышка сделалась еще смешнее, правда, ее сбыт от этого не пострадал. Всего их сделали 72 штуки. С 1900 года «Рено» перешел на более крупные и мощные машины.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ БРАТЬЕВ РЕНО (1898 г.)
Число мест -2/4. Двигатель одноцилиндровый вертикальный четырехтактный «Де Дион-Бутон». Объем -273 см3. Мощность -1,75 л.с. при 1500 об/мин. Коробка передач - механическая, число передач - 3. База - 1100 мм. Длина - 1900 мм, ширина - 1150 мм, высота - 1520 мм. Колея передняя - 850 мм, задняя - 930 мм. Масса - 280 кг. Скорость - /5 км/ч. Расход топлива - 6 л на 100 км.
Оставьте ваш комментарий