Блог

К середине 90-х годов XIX века знаменитый «мотор- граф» Альберт де Дион, уже одержавший победы в гон­ках и достигший высокого совершенства в конструкции своих паровиков, начал со страхом осознавать оши­бочность избранного им пути. Паровые машины, какими бы совершенными они ни были, теряли свои позиции и уходили в про­шлое. Они не обладали та­кой эффективностью, как бензиновые моторы, по­требляли много угля, неф­ти или дров, а особенно воды. На разведение паров уходило немало ценного времени. Прохожих пуга­ли извергавшиеся ими черный дым и горячий пар, а искры из трубы час­то прожигали платья бога­тых дам. Паровики все сильнее отставали от но­вых бензиновых экипажей по всем показателям.

Все это граф понял дав­но и оказался в тупике, яс­но понимая, что теперь все снова надо начинать с ну­ля. И молодой аристократ, инженер, механик и гон­щик в одном лице нашел в себе силы полностью пере­строиться и вновь найти собственный путь в авто­мобильном деле. И снова успех сопутствовал графу на новом поприще. 

Еще в 1889 году де Дион решил, что будущее за бен­зиновым автомобилем, и параллельно с паровиками потихоньку разрабатывал свой бензомотор. Общая его конструкция была соз­дана вместе с Жоржем Бу­тоном, а Трепарду наотрез отказался заниматься этим делом и продолжал совер­шенствовать близкие ему паровые машины. В конце кон­цов он полностью ушел в производство паровых грузо­виков и омнибусов, оставив де Диону и Бутону возмож­ность целиком заняться бензиновыми повозками. Пото­му и имя его было исключено из марки новых машин. 

Легкий трицикл графа де Диона модели А мощностью 2,25 л.с., развивавший скорость 40 км/ч (1900 г.) 

На этом трицикле в 1895 году де Дион установил быстро­ходный мотор объемом 185 см3 с электрическим зажиганием 

Основу нового автомобиля, по замыслу де Диона, должен составлять мотор, и потому все силы он бросил на разработку легкого од­ноцилиндрового движка небольшого объема. Перед де Дионом встала задача - как увеличить мощность небольшого компактного двигателя? Было ясно: пу­тем увеличения числа обо­ротов. Но совершенно оче­видным было и другое - даймлеровская трубка на­каливания никогда не поз­волит сделать этого. Она просто не успевает воспла­менять горючую смесь. Где же выход? Как же лучше поджигать топливо? Выход был уже давно найден - электричество. И де Дион с энтузиазмом взялся за совершенствование этого принципа. Он проводит многочисленные опыты по испытанию существо­вавших искровых систем зажигания и получению высокого напряжения, способного образовать мощную электрическую искру в цилиндре, чтобы быстро и в надлежащий момент воспламенить смесь. В результате в тиши мастерской де Диона появ­ляется установка для полу­чения искры высокого на­пряжения с использовани­ем принципа электромаг­нитной индукции при по­мощи механического пре­рывателя цепи тока низко­го напряжения. Это было ничто иное, как изобрете­ние нынешней системы электрического зажигания автомобильных двигателей. В результате де Диону впер­вые удалось сделать моторчик со сравнительно высоким числом оборотов, каких до него не было. Существует легенда, что это изобретение пришло к Диону случайно. Просто механик, следивший за работой нового мотора на верстаке, проглядел, что тот быстро начал набирать обороты: тысяча, полторы, две!.. «Остано­вите его, остановите! - кричит Бутон. - Он развалится на куски!» «Не останавливать! - приказывает де Дион. - Пусть разлетится! Проверим, сколько он выдержит...» Мо­тор выдержал 3000 оборотов в минуту! Это было неви­данным техническим достижением, так как все осталь­ные достигали максимум 800-1000. И все же великий де Дион, сын своего времени, не стал подлинным фаво­ритом в этой области. У него не хватило смелости сразу предложить на про­дажу такой высокооборот­ный мотор). Впрочем, для его наилучшего использо­вания надо было разрабо­тать еще и соответствую­щую трансмиссию. 

Еще пять лет ушло на доработку компактных частей, зажигания и до­водку всего мотора;. В 18Q5 году новый движок объемом всего 185 см3 был готов. Объявленная мощность 3/4 л.с. при 1500 об/мин. Под этот крохотный моторчик де Дион разработал не менее легкий экипаж - трицикл. 

Это было нечто среднее между обычным детским трехколесным велосипе­дом и... нет, не автомоби­лем, а скорее мотоциклом: чрезвычайно компактная одноместная тележка с трубчатой рамой на трех велосипедных колесиках и с обычным велосипед­ным рулем, седлом и пе­дальным приводом на два задних колеса: Прямо на соединяющей их оси сто­ял вертикальный моторчик без водяного охлаждения. Он вращал эту ось посредством шестеренчатой пере­дачи, которую даже с большой натяжкой нельзя счи­тать коробкой передач. Топливо из цилиндрического бачка под сиденьем поступало в карбюратор самоте­ком. Для запуска трицикл просто разгонялся самим се­доком, бежавшим сбоку, или при помощи педалей. В та­ком велосипедном приводе был свой резон. Он служил для помощи слабенькому моторчику использовался как тормоз-замедлитель и просто на всякий случай, так как движок все еще часто отказывал. 

Одноместный трицикл мощностью 2,75 л.с. с прицепной двухместной коляской развивал скорость 25 км/ч (1901 г.) 

Первым шагом де Диона к нормальным автомобилям стал квадрицикл мощностью 1,75 л.с. (1898 г.) 

Трициклы в равной степени относят к мотоциклам и к моторизованным велосипедам, а также к миниа­тюрным трехколесным автомобилям. В конце XIX века с легкой руки де Диона они стали очень популярны: были легки, просты, дешевы, заменяли сразу велосипед, мотоцикл и автомобиль. Их стали выпускать многие европейские фирмы. И почти на всех были моторы «Де Дион-Бутон» или же аналогичные им, изготовленные по лицензии. Для коллек­тивных путешествий на трициклах к ним подцеп­ляли легонькую двухмест­ную тележку, а иногда сза­ди седла водителя прикре­пляли еще одно седло для пассажира. На трициклах даже начали проводить соревнованкш, пробеги и гонки как на короткие ди­станции, так и на тысячи километров между горо­дами. Для этого они выде­лились в самостоятель­ный класс. 

Свой первый трицикл де Дион выставил на сорев­нования 1896 года по мар­шруту Париж - Марсель - Париж длиной 1700 км и одержал в них победу, пройдя всю дистанцию со средней скоростью 24 км/ч. Потом машинки «Де Дион-Бутон» принимали участие еще во многих гонках 1896-99 годов и ча­сто занимали призовые ме­ста. Участвовали трициклы и в первой российской ав­тогонке под Петербургом в 1898 году. Правда, это были трехколески французской фирмы «Клеман», но с мо­торами де Диона. Увлечение трицикла­ми оказалось недолговечным. Достаточно быстро и на­стойчиво их вытесняли нормальные автомобили с од­ной стороны, и мотоциклы с другой. Прекрасно осознавая временность трициклов, Де Дион уже в 1898 го­ду сделал их четырехколесную версию - квадрицикл в 1,75 л.с., тем не менее, весьма популярные трициклы выпускали до 1902 года. К 1899 году их успели сделать 22000 штук. Они оснащались несколькими видами мо­торчиков объемом 98, 137, 215, 250 и 273 см3, развивав­шими мощность до 3,5 л.с. Скорость некоторых дости­гала 80 км/ч. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРИЦИКЛА «ДЕ ДИОН-БУТОН» (1895 г.)

Число мест - 1. Двигатель одноцилиндровый вертикальный четырехтактный воздушного охлаждения. Объем - 185 см3. Мощность - 0,75 л.с. при 1500 об/мин. Трансмиссия - механическая одноступенчатая. Скорость - 40 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: