К середине 90-х годов XIX века знаменитый «мотор- граф» Альберт де Дион, уже одержавший победы в гонках и достигший высокого совершенства в конструкции своих паровиков, начал со страхом осознавать ошибочность избранного им пути. Паровые машины, какими бы совершенными они ни были, теряли свои позиции и уходили в прошлое. Они не обладали такой эффективностью, как бензиновые моторы, потребляли много угля, нефти или дров, а особенно воды. На разведение паров уходило немало ценного времени. Прохожих пугали извергавшиеся ими черный дым и горячий пар, а искры из трубы часто прожигали платья богатых дам. Паровики все сильнее отставали от новых бензиновых экипажей по всем показателям.
Все это граф понял давно и оказался в тупике, ясно понимая, что теперь все снова надо начинать с нуля. И молодой аристократ, инженер, механик и гонщик в одном лице нашел в себе силы полностью перестроиться и вновь найти собственный путь в автомобильном деле. И снова успех сопутствовал графу на новом поприще.
Еще в 1889 году де Дион решил, что будущее за бензиновым автомобилем, и параллельно с паровиками потихоньку разрабатывал свой бензомотор. Общая его конструкция была создана вместе с Жоржем Бутоном, а Трепарду наотрез отказался заниматься этим делом и продолжал совершенствовать близкие ему паровые машины. В конце концов он полностью ушел в производство паровых грузовиков и омнибусов, оставив де Диону и Бутону возможность целиком заняться бензиновыми повозками. Потому и имя его было исключено из марки новых машин.
Легкий трицикл графа де Диона модели А мощностью 2,25 л.с., развивавший скорость 40 км/ч (1900 г.)
На этом трицикле в 1895 году де Дион установил быстроходный мотор объемом 185 см3 с электрическим зажиганием
Основу нового автомобиля, по замыслу де Диона, должен составлять мотор, и потому все силы он бросил на разработку легкого одноцилиндрового движка небольшого объема. Перед де Дионом встала задача - как увеличить мощность небольшого компактного двигателя? Было ясно: путем увеличения числа оборотов. Но совершенно очевидным было и другое - даймлеровская трубка накаливания никогда не позволит сделать этого. Она просто не успевает воспламенять горючую смесь. Где же выход? Как же лучше поджигать топливо? Выход был уже давно найден - электричество. И де Дион с энтузиазмом взялся за совершенствование этого принципа. Он проводит многочисленные опыты по испытанию существовавших искровых систем зажигания и получению высокого напряжения, способного образовать мощную электрическую искру в цилиндре, чтобы быстро и в надлежащий момент воспламенить смесь. В результате в тиши мастерской де Диона появляется установка для получения искры высокого напряжения с использованием принципа электромагнитной индукции при помощи механического прерывателя цепи тока низкого напряжения. Это было ничто иное, как изобретение нынешней системы электрического зажигания автомобильных двигателей. В результате де Диону впервые удалось сделать моторчик со сравнительно высоким числом оборотов, каких до него не было. Существует легенда, что это изобретение пришло к Диону случайно. Просто механик, следивший за работой нового мотора на верстаке, проглядел, что тот быстро начал набирать обороты: тысяча, полторы, две!.. «Остановите его, остановите! - кричит Бутон. - Он развалится на куски!» «Не останавливать! - приказывает де Дион. - Пусть разлетится! Проверим, сколько он выдержит...» Мотор выдержал 3000 оборотов в минуту! Это было невиданным техническим достижением, так как все остальные достигали максимум 800-1000. И все же великий де Дион, сын своего времени, не стал подлинным фаворитом в этой области. У него не хватило смелости сразу предложить на продажу такой высокооборотный мотор). Впрочем, для его наилучшего использования надо было разработать еще и соответствующую трансмиссию.
Еще пять лет ушло на доработку компактных частей, зажигания и доводку всего мотора;. В 18Q5 году новый движок объемом всего 185 см3 был готов. Объявленная мощность 3/4 л.с. при 1500 об/мин. Под этот крохотный моторчик де Дион разработал не менее легкий экипаж - трицикл.
Это было нечто среднее между обычным детским трехколесным велосипедом и... нет, не автомобилем, а скорее мотоциклом: чрезвычайно компактная одноместная тележка с трубчатой рамой на трех велосипедных колесиках и с обычным велосипедным рулем, седлом и педальным приводом на два задних колеса: Прямо на соединяющей их оси стоял вертикальный моторчик без водяного охлаждения. Он вращал эту ось посредством шестеренчатой передачи, которую даже с большой натяжкой нельзя считать коробкой передач. Топливо из цилиндрического бачка под сиденьем поступало в карбюратор самотеком. Для запуска трицикл просто разгонялся самим седоком, бежавшим сбоку, или при помощи педалей. В таком велосипедном приводе был свой резон. Он служил для помощи слабенькому моторчику использовался как тормоз-замедлитель и просто на всякий случай, так как движок все еще часто отказывал.
Одноместный трицикл мощностью 2,75 л.с. с прицепной двухместной коляской развивал скорость 25 км/ч (1901 г.)
Первым шагом де Диона к нормальным автомобилям стал квадрицикл мощностью 1,75 л.с. (1898 г.)
Трициклы в равной степени относят к мотоциклам и к моторизованным велосипедам, а также к миниатюрным трехколесным автомобилям. В конце XIX века с легкой руки де Диона они стали очень популярны: были легки, просты, дешевы, заменяли сразу велосипед, мотоцикл и автомобиль. Их стали выпускать многие европейские фирмы. И почти на всех были моторы «Де Дион-Бутон» или же аналогичные им, изготовленные по лицензии. Для коллективных путешествий на трициклах к ним подцепляли легонькую двухместную тележку, а иногда сзади седла водителя прикрепляли еще одно седло для пассажира. На трициклах даже начали проводить соревнованкш, пробеги и гонки как на короткие дистанции, так и на тысячи километров между городами. Для этого они выделились в самостоятельный класс.
Свой первый трицикл де Дион выставил на соревнования 1896 года по маршруту Париж - Марсель - Париж длиной 1700 км и одержал в них победу, пройдя всю дистанцию со средней скоростью 24 км/ч. Потом машинки «Де Дион-Бутон» принимали участие еще во многих гонках 1896-99 годов и часто занимали призовые места. Участвовали трициклы и в первой российской автогонке под Петербургом в 1898 году. Правда, это были трехколески французской фирмы «Клеман», но с моторами де Диона. Увлечение трициклами оказалось недолговечным. Достаточно быстро и настойчиво их вытесняли нормальные автомобили с одной стороны, и мотоциклы с другой. Прекрасно осознавая временность трициклов, Де Дион уже в 1898 году сделал их четырехколесную версию - квадрицикл в 1,75 л.с., тем не менее, весьма популярные трициклы выпускали до 1902 года. К 1899 году их успели сделать 22000 штук. Они оснащались несколькими видами моторчиков объемом 98, 137, 215, 250 и 273 см3, развивавшими мощность до 3,5 л.с. Скорость некоторых достигала 80 км/ч.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРИЦИКЛА «ДЕ ДИОН-БУТОН» (1895 г.)
Число мест - 1. Двигатель одноцилиндровый вертикальный четырехтактный воздушного охлаждения. Объем - 185 см3. Мощность - 0,75 л.с. при 1500 об/мин. Трансмиссия - механическая одноступенчатая. Скорость - 40 км/ч.
Оставьте ваш комментарий