В нашей рубрике следующий старинный мерседес - Бенц Бело. Дела фирмы «Бенц и Компания» после выпуска тяжелой «Виктории» пошли неплохо. К концу 1893 года ею уже было сделано около 70 разных самоходных повозок. И потому Бенцу пришла в голову мысль создать целую серию безлошадных экипажей, добавив к мощной «Виктории» еще и легкую модель «Вело». Фактически она была улучшенным четырехколесным вариантом трехколески первого выпуска. «Вело» также был двухместным открытым, но на вариантах «визави» ставили еще одно сиденье задом наперед.
Как и у «Виктории», здесь за сиденьем находился ящик - моторный отсек с одноцилиндровым 1,5сильным горизонтальным моторчиком объемом всего 863 кубика.
Двигатель «Вело» имел автоматический впускной клапан и механический привод выпускного, испарительный карбюратор с поплавковой камерой и охлаждение тоже испарительного типа с огромным запасом воды и конденсатором для преобразования пара в воду Отвод тепла от стенок цилиндра осуществлялся здесь за счет выкипания воды прямо в рубашке охлаждения, куда постоянно поступала свежая жидкость. Далее пар обращался в воду, но часть ее все время терялась, поэтому требовалось особое внимание;, чтобы не забыть долить жидкости в систему охлаждения, которая была самым слабым местом всей конструкции. Свеча зажигания срабатывала от катушки и сухих элементов. Двигатель по старинке запускался раскручиванием массивного вертикального маховика.
«Бенц Вело» 1896 года стал первым в мире серийным автомобилем: за 6 лет их было изготовлено около 2000 штук
«Вело» с одноцилиндровым мотором объемом 1045 см3 мощностью в 1,5 силы развивал скорость 20 км/ч (1897 г.)
В трансмиссии, как и ранее, стояла двухступенчатая ременная передача, одновременно игравшая роль сцепления. На продолжении коленчатого вала двигателя рядом с маховиком стояли два ведущих шкива разных диаметров. На промежуточной оси крепились два ведомых шкива, каждый из которых состоял из двух половинок. Одна из них соединялась с осью, а другая свободно вращалась на ней. Путем перебрасывания широких кожаных ремней с одной половинки шкива на другую, можно было включать первую, вторую передачи или холостой ход. Заднего хода здесь пока еще не было, зато в шкивах упрятали дифференциал. С промежуточной оси усилие передавалось на задние колеса двумя боковыми цепными передачами. Ручки управления трансмиссией крепились к рулевой колонке, что считалось очень прогрессивной и удобной новинкой. Сам же руль уже был круглым, но пока еще торчащей сверху ручкой, за которую держался водитель. Здесь же стоял рычажок опережения зажигания, а у сиденья - рукоятка управления дроссельной заслонкой!, кран регулирования состава горючей смеси и ручной тормоз. Как у водителя хватало двух рук для манипулирования всем этим хозяйством и безошибочного включения того или иного механизма, для современного человека остается загадкой. Тем не менее, такие системы стояли практически на всех первых, автомобилях.
Передние колеса «Вело» управлялись при помощи ранее запатентованного механизма с рулевой трапецией. Рама машины была легкая стальная с деревянным подрамником под все агрегаты, а подвески рессорные. Колеса металлические оспицованные велосипедного типа с губчатыми шинами, за что и сам автомобиль, видимо, получил свое название. Для придания шасси дополнительной жесткости и уменьшения нагрузок на рессоры, обе оси соединялись двумя продольными стальными штангами. Тормозов было два. Ленточный ножной действовал на барабан промежуточной оси трансмиссии, а с помощью ручного рычага можно было прижимать башмаки к шинам задних колес на стоянке. Смазка узлов осуществлялась многочисленными масленками с густой смазкой и с автоматическим ее выдавливанием, а на цилиндре двигателя стояла специальная капельница с жидким содержимым и смотровым окошком. Обычно смазки хватало лишь на 23 десятка километров, после чего требовалось добавлять ее во все масленки и капельницы.
«Бенц Вело» вошел в историю как первый серийный автомобиль, поскольку совершенно одинаковые машины выпускали небольшими партиями.
Вообще, термин «серийное производство» здесь выглядит смешно, ведь ежегодный выпуск составлял лишь несколько десятков экземпляров. Всего же с начала апреля 1894 года и в течение всего следующего года было сделано только 62 штуки «Вело». С 189о года он выпускался в улучшенном исполнении «Комфортабль» на двух взрослых и одного ребенка и оснащался более мощным трехсильным мотором, а также трехступенчатой передачей с задним ходом.
«Бенц Вело» был практичным и удобным средством передвижения, образцом для многочисленных подражаний
Экспортный вариант «Бенца Вело», поставлявшийся в Англию (1898 г.)
Одну из таких машин в 1895 году доставили в далекую Америку и выставили в витрине Нью-Йоркского магазина Мэйси. Об этом узнал Генри Форд, будущий автомобильный король. К тому времени он уже построил свою первую самоходную тележку и специально приехал в Нью-Йорк, чтобы посмотреть, что делают в далекой Германии более известные люди, чем он. «Бенц» Форду совсем не понравился. Особенно своей немецкой солидностью и массивностью. Через многие годы Форд напишет об этом событии: «Я не нашел в бенцовском автомобиле ничего, что особенно привлекло бы мое внимание. Он тоже имел приводной ремень, но был гораздо тяжелее моего. Иностранные фабриканты никогда не умели достаточно ценить преимуществ сокращения веса». Форд оказался прав. В дальнейшем этот недостаток Бенц и Даймлер с большим трудом преодолевали.
И все-таки, несмотря на укор Форда, удачные машины Бенца принесли ему успех. Если в 1894 году их было сделано только 6 7 штук, то через 4 года выпустили уже 434 штуки в самых разных исполнениях. Впервые в ми ре именно «Вело» и «Виктория» были отправлены на экспорт.
«Бенц Вело» сыграл большую роль и в развитии автомобилизма в России. Знакомство Москвы с автомобилями началось именно с «Вело». В 1894 году сюда поступила 15сильная машина с номером шасси 91. В Риге первые «бенцы» начали появляться еще в конце 1893 года, а в следующем году в Санкт-Петербурге открылся Торговый дом Карла Шпана, ставшего единственным в России представителем фирмы «Бенц». "Всею» стал также прообразом первого отечественного автомобиля, построенного Е. А Яковлевым и П. А. Фрезе в 1896 году. О нем у нас особый рассказ.
«Бенц Вело» - одна из самых популярных и массовых моделей начального периода становления нового вида транспорта. Она хранится во многих автомобильных, транспортных и технических музеях мира. Это модель 1895 года, которая находится в филиале Музея истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости. Она является старейшим из сохранившихся на территории нашей страны автомобилем.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «БЕНЦ ВЕЛО» (1894-1898 гг.)
Число мест - 2. Двигатель одноцилиндровый горизонтальный бензиновый водяного охлаждения. Рабочий объем - 863 или 1045 см3. Мощность от 1,5 л.с. при 400 об/мин до 3 л.с. при 800 об/мин. Трансмиссия - ременная, число передач - 2 или 3. База - 1350 мм. Длина - 2400 мм, ширина - 1400 мм, высота - 1350 мм. Колея - 1100 мм. Масса - 325 кг. Максимальная скорость - 30 км/ч.
Оставьте ваш комментарий