Блог

В нашей рубрике следующий старинный мерседес - Бенц Бело. Дела фирмы «Бенц и Компания» после выпуска тя­желой «Виктории» пошли неплохо. К концу 1893 года ею уже было сделано около 70 разных самоходных по­возок. И потому Бенцу пришла в голову мысль создать целую серию безлошадных экипажей, добавив к мощ­ной «Виктории» еще и лег­кую модель «Вело». Факти­чески она была улучшен­ным четырехколесным ва­риантом трехколески пер­вого выпуска. «Вело» также был двухместным откры­тым, но на вариантах «ви­зави» ставили еще одно сиденье задом наперед.

Как и у «Виктории», здесь за сиденьем находился ящик - моторный отсек с одноцилиндровым 1,5­сильным горизонтальным моторчиком объемом все­го 863 кубика. 

Двигатель «Вело» имел автоматический впускной клапан и механический привод выпускного, испа­рительный карбюратор с поплавковой камерой и охлаждение тоже испари­тельного типа с огромным запасом воды и конденса­тором для преобразова­ния пара в воду Отвод те­пла от стенок цилиндра осуществлялся здесь за счет выкипания воды пря­мо в рубашке охлаждения, куда постоянно поступала свежая жидкость. Далее пар обращался в воду, но часть ее все время теря­лась, поэтому требовалось особое внимание;, чтобы не забыть долить жидко­сти в систему охлаждения, которая была самым слабым местом всей конструкции. Свеча зажигания срабатыва­ла от катушки и сухих элементов. Двигатель по старинке запускался раскручиванием массивного вертикаль­ного маховика. 

«Бенц Вело» 1896 года стал первым в мире серийным авто­мобилем: за 6 лет их было изготовлено около 2000 штук 

«Вело» с одноцилиндровым мотором объемом 1045 см3 мощностью в 1,5 силы развивал скорость 20 км/ч (1897 г.) 

В трансмиссии, как и ранее, стояла двухступенчатая ременная передача, одновременно игравшая роль сце­пления. На продолжении коленчатого вала двигателя рядом с маховиком стояли два ведущих шкива разных диаметров. На промежуточной оси крепились два ведо­мых шкива, каждый из которых состоял из двух поло­винок. Одна из них соединялась с осью, а другая сво­бодно вращалась на ней. Путем перебрасывания широ­ких кожаных ремней с одной половинки шкива на дру­гую, можно было вклю­чать первую, вторую пере­дачи или холостой ход. Заднего хода здесь пока еще не было, зато в шки­вах упрятали дифферен­циал. С промежуточной оси усилие передавалось на задние колеса двумя бо­ковыми цепными переда­чами. Ручки управления трансмиссией крепились к рулевой колонке, что считалось очень прогрес­сивной и удобной новин­кой. Сам же руль уже был круглым, но пока еще торчащей сверху ручкой, за которую держался во­дитель. Здесь же стоял ры­чажок опережения зажи­гания, а у сиденья - руко­ятка управления дроссель­ной заслонкой!, кран регу­лирования состава горю­чей смеси и ручной тор­моз. Как у водителя хвата­ло двух рук для манипули­рования всем этим хозяй­ством и безошибочного включения того или иного механизма, для современ­ного человека остается за­гадкой. Тем не менее, та­кие системы стояли прак­тически на всех первых, автомобилях. 

Передние колеса «Ве­ло» управлялись при помо­щи ранее запатентованного механизма с рулевой тра­пецией. Рама машины была легкая стальная с деревян­ным подрамником под все агрегаты, а подвески рессор­ные. Колеса металлические оспицованные велосипед­ного типа с губчатыми шинами, за что и сам автомо­биль, видимо, получил свое название. Для придания шасси дополнительной жесткости и уменьшения нагру­зок на рессоры, обе оси соединялись двумя продольны­ми стальными штангами. Тормозов было два. Ленточный ножной действовал на барабан промежуточной оси трансмиссии, а с помощью ручного рычага можно было прижимать башмаки к шинам задних колес на стоянке. Смазка узлов осуществлялась многочисленны­ми масленками с густой смазкой и с автоматическим ее выдавливанием, а на цилиндре двигателя стояла специ­альная капельница с жидким содержимым и смот­ровым окошком. Обычно смазки хватало лишь на 2­3 десятка километров, по­сле чего требовалось до­бавлять ее во все масленки и капельницы.

«Бенц Вело» вошел в историю как первый се­рийный автомобиль, по­скольку совершенно оди­наковые машины выпуска­ли небольшими партиями.

Вообще, термин «серий­ное производство» здесь выглядит смешно, ведь ежегодный выпуск состав­лял лишь несколько десят­ков экземпляров. Всего же с начала апреля 1894 года и в течение всего следую­щего года было сделано только 62 штуки «Вело». С 189о года он выпускался в улучшенном исполнении «Комфортабль» на двух взрослых и одного ребен­ка и оснащался более мощным трехсильным мотором, а также трехсту­пенчатой передачей с зад­ним ходом. 

«Бенц Вело» был практичным и удобным средством передвижения, образцом для многочисленных подражаний

Экспортный вариант «Бенца Вело», поставлявшийся в Англию (1898 г.) 

Одну из таких машин в 1895 году доставили в да­лекую Америку и выстави­ли в витрине Нью-Йорк­ского магазина Мэйси. Об этом узнал Генри Форд, будущий автомобильный король. К тому времени он уже построил свою первую самоходную те­лежку и специально приехал в Нью-Йорк, чтобы по­смотреть, что делают в далекой Германии более извест­ные люди, чем он. «Бенц» Форду совсем не понравился. Особенно своей немецкой солидностью и массивно­стью. Через многие годы Форд напишет об этом собы­тии: «Я не нашел в бенцовском автомобиле ничего, что особенно привлекло бы мое внимание. Он тоже имел приводной ремень, но был гораздо тяжелее моего. Иностранные фабриканты никогда не умели достаточ­но ценить преимуществ сокращения веса». Форд ока­зался прав. В дальнейшем этот недостаток Бенц и Даймлер с большим трудом преодолевали.

И все-таки, несмотря на укор Форда, удачные машины Бенца принесли ему успех. Если в 1894 го­ду их было сделано толь­ко 6 7 штук, то через 4 го­да выпустили уже 434 штуки в самых разных ис­полнениях. Впервые в ми ре именно «Вело» и «Вик­тория» были отправлены на экспорт. 

«Бенц Вело» сыграл большую роль и в разви­тии автомобилизма в Рос­сии. Знакомство Москвы с автомобилями началось именно с «Вело». В 1894 году сюда поступила 15­сильная машина с номе­ром шасси 91. В Риге пер­вые «бенцы» начали появ­ляться еще в конце 1893 года, а в следующем году в Санкт-Петербурге открылся Торговый дом Карла Шпана, ставшего единственным в России представителем фирмы «Бенц». "Всею» стал также прообразом первого отечественного автомобиля, построенного Е. А Яков­левым и П. А. Фрезе в 1896 году. О нем у нас особый рассказ.

«Бенц Вело» - одна из самых популярных и мас­совых моделей начально­го периода становления нового вида транспорта. Она хранится во многих автомобильных, транс­портных и технических музеях мира. Это модель 1895 года, ко­торая находится в филиале Музея истории Санкт-Пе­тербурга в Петропавловской крепости. Она является старейшим из сохранившихся на территории нашей страны автомобилем. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «БЕНЦ ВЕЛО» (1894-1898 гг.)

Число мест - 2. Двигатель одноцилиндровый горизонтальный бензиновый водяного охлаждения. Рабочий объем - 863 или 1045 см3. Мощность от 1,5 л.с. при 400 об/мин до 3 л.с. при 800 об/мин. Трансмиссия - ременная, число передач - 2 или 3. База - 1350 мм. Длина - 2400 мм, ширина - 1400 мм, высота - 1350 мм. Колея - 1100 мм. Масса - 325 кг. Максимальная скорость - 30 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: