От легкого квадрицикла «Де Дион-Бутон» 1898 года оставался всего лишь один короткий шаг до «настоящего» автомобиля. Он появился в 1899 году, но был таким маленьким и хрупким, что вовсе не оправдывал это название, хотя и вмещал четырех человек. Они располагались попарно на двух сиденьях лицом друг к другу.
Это весьма популярная в те времена схема «визави» («друг против друга») и дала название новым автомобилям, хотя каждая новая модификация имела в заводском обозначении свою букву латинского алфавита от D до L. Во Франции такие легкие автомобильчики назывались вуатюретками. Несмотря на внешнюю простоту и непритязательность, новый «Де Дион-Бутон», как и трицикл, содержал в себе множество интересных технических новинок, некоторые из которых применяются в автостроении до сих пор). Только поэтому об этой знаменитой вуатюретке стоит рассказать поподробнее.
Схема «визави» делала ее почти симметричной.
Действительно, если бы не большие ацетиленовые фары-фонари, трудно было бы определить, где у нее перед и где задок По центру машины у ног пассажиров возвышалась рулевая колонка с рычагом управления и деревянной ручкой на нем. Позднее ее заменило миниатюрное круглое рулевое колесо с той же привычно торчавшей вверх ручкой, прозванное «кофейной мельницей» Не определишь сразу и того, где спрятан мотор, но уже познакомившись с конструкцией трицикла де Диона, можно утверждать - он стоит вертикально сзади под сиденьем в большом прямоугольном ящике. На первых моделях D и Е это был «дедионовский» одноцилиндровый моторчик объемом 400 см3 и мощностью 3-3,5 л.с., обеспечивший легкой коляске скорость до 30 км/ч.
«Де Дион-Бутон-D» стал первым автомобилем, доступным для небогатых людей (1899 г.)
В этом «Де Дионе-G» образца 1901 года пассажиры сидели лицом друг к другу, что по-французски называлось «визави»
На самой популярной вуатюретке «Де Дион-Бутон-G» образца 1900 года его объем довели до 498 см3, а мощность - до 4,5 сил. В 3902 году, на последнем «визави» модели L, он возрос до 699 см3, а мощность стала целых 6 сил. Мотор снабжался карбюратором распылительного типа с регулятором количества смеси и электрическим батарейным зажиганием с индукционной катушкой и свечами зажигания. Совершенно необычным для нас представляется наличие здесь сразу трех выключателей зажигания - двух ручных и одного ножного. Они служили для экстренной остановки автомобиля, когда тормоза оказывались неэффективными. В отличие от трицикла, мотор уже имел водяное охлаждение. Вода циркулировала и охлаждалась в змеевиковом радиаторе, расположенном спереди машины под сиденьем.
Интересно сегодня почитать старинную инструкцию по запуску двигателя «Де Диона»: «Сначала открыть топливный краник и проверить, находится ли рычаг переключения передач на нейтрали. Включить зажигание, закрыть доступ воздуха в карбюратор и провернуть коленчатый вал двигателя заводной ручкой. Двигатель должен заработать. Тогда следует увеличить подачу горючей смеси в двигатель и медленно, плавно сразу включить вторую передачу, так как первая служит только при движении в гору». В принципе, все так же, как и сегодня, но все более суетно и неудобно. Тем более, что при каждом запуске водителю требовалось слезть с машины и долго крутить заводную ручку.
Коробка передач стояла рядом с двигателем и имела шестерни постоянного зацепления. Для включения той или иной передачи соответствующая шестерня при помощи подвижной зубчатой муфты соединялась с валом и передавала на него крутящий момент. Заметьте, сцепления здесь не было. Его роль играли специальные муфты наподобие колодочных тормозов, включавшие шестерни, снабженные фрикционными накладками. Они-то и уравнивали скорости вращения вала и шестерен. Другая особенность - заднего хода тоже не было, но по заказу в коробке могли поставить еще одну шестеренку для движения назад.
Еще одной, поистине исторической достопримечательностью этого легкого «Де Диона» была его задняя ведущая ось. Вся необычность в ее решении заключалась в том, что она имела слегка выгнутую назад дугообразную форму и служила только для крепления на ней колес, подвешенных в свою очередь на рессорах. Картер главной передачи с дифференциалом крепился жестко на раме и не был связан с осью. Вращение на колеса передавалось короткими валиками. Это решение позволило уменьшить величину так называемых неподрессоренных масс, так как вес тяжелых частей трансмиссии не передавался на подвеску. В результате удалось облегчить все рессоры, а ход автомобиля сделался намного мягче.
«Де Дион-Бутон» серии G (1901 г.) с 4,5-сильным мотором объемом 498 см3 и режим для своего времени тентом
Пассажиров этого «Де Диона-L» с мотором 699 см3 в 6 сил защищал настоящий палантин (1902 г.).
3,5-сильный «Де Дион-Бутон-D» 1899 года казался абсолютно симметричными. Здесь представлен его вид сзади.
Одновременно ось обеспечивала сохранение перпендикулярности обоих ведущих колес по отношению к поверхности дороги, чего обычно не бывает у машин с индивидуальным приводом каждого колеса качающимися валами. Почему мы вдруг так подробно рассказываем об этих теоретических принципах? Дело в том, что именно эта ось волею судьбы оказалась единственным напоминанием о творчестве де Диона. Впоследствии его изобретение широко применялось на спортивных и гоночных машинах, да и сегодня ее еще можно встретить на некоторых автомобилях. Теперь же она просто называется «ось де Диона».
Вуатюретки де Диона имели ножной тормоз, действующий на вал коробки передач. Рама была сварена из легких металлических трубок. Переднее сиденье можно было развернуть вперед, или «лицом к опасности», как тогда выражались. Ноги пассажиров торчали далеко впереди машины, и для их защиты служила только легкая подставочка, поэтому такую компоновку можно было бы назвать «ногами вперед».
Так Альберту де Диону удалось создать внешне непритязательную вуатюретку, внутри которой таилось немало прогрессивных решений. Впервые ее показали на Парижском автосалоне в 1899 году, и за 4 года производства таких машин сделали 2970 шт. Они претерпели многие улучшения, например, мощность некоторых образцов возросла до 8 л.с. Творение де Диона теперь можно увидеть во многих музеях. Есть оно и в Политехническом в Москве. Это двухместная модель 1899 года. Она одной из первых появилась на московских улицах в 1901 году и стала образцом для машин Фрезе.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ДЕ ДИОН-БУТОН» МОДЕЛИ G (1900 г.)
Число мест - 4. Двигатель одноцилиндровый вертикальный четырехтактный водяного охлаждения. Рабочий объем - 498 см3. Мощность - 4,5 л.с. при 1800 об/мин. Коробка передач - механическая двухступенчатая. База — .1556 мм. Длина - 1830 мм, ширина - 1402 мм. Колея - 1И4 мм. Масса - 420 кг.
Максимальная скорость - 35 км/ч. Расход топлива - 5 л на 100 км.
Оставьте ваш комментарий