Блог

От легкого квадрицикла «Де Дион-Бутон» 1898 года оставался всего лишь один короткий шаг до «настояще­го» автомобиля. Он появился в 1899 году, но был таким маленьким и хрупким, что вовсе не оправдывал это на­звание, хотя и вмещал четырех человек. Они располага­лись попарно на двух си­деньях лицом друг к другу.

 Это весьма популярная в те времена схема «визави» («друг против друга») и дала название новым авто­мобилям, хотя каждая но­вая модификация имела в заводском обозначении свою букву латинского ал­фавита от D до L. Во Фран­ции такие легкие автомо­бильчики назывались вуатюретками. Несмотря на внешнюю простоту и не­притязательность, новый «Де Дион-Бутон», как и трицикл, содержал в себе множество интересных технических новинок, не­которые из которых применяются в автостроении до сих пор). Только поэтому об этой знаменитой вуатюретке стоит рассказать поподробнее. 

Схема «визави» делала ее почти симметричной.

Действительно, если бы не большие ацетиленовые фары-фонари, трудно бы­ло бы определить, где у нее перед и где задок По цент­ру машины у ног пассажи­ров возвышалась рулевая колонка с рычагом управ­ления и деревянной руч­кой на нем. Позднее ее за­менило миниатюрное круглое рулевое колесо с той же привычно торчавшей вверх ручкой, прозванное «кофейной мельницей» Не определишь сразу и того, где спрятан мотор, но уже по­знакомившись с конструкцией трицикла де Диона, мож­но утверждать - он стоит вертикально сзади под сидень­ем в большом прямоугольном ящике. На первых моде­лях D и Е это был «дедионовский» одноцилиндровый моторчик объемом 400 см3 и мощностью 3-3,5 л.с., обес­печивший легкой коляске скорость до 30 км/ч. 

«Де Дион-Бутон-D» стал первым автомобилем, доступным для небогатых людей (1899 г.) 

В этом «Де Дионе-G» образца 1901 года пассажиры сидели лицом друг к другу, что по-французски называлось «визави» 

На самой популярной вуатюретке «Де Дион-Бутон-G» образца 1900 года его объем довели до 498 см3, а мощность - до 4,5 сил. В 3902 году, на последнем «визави» модели L, он возрос до 699 см3, а мощность стала целых 6 сил. Мотор снабжался карбюратором распылительного типа с регу­лятором количества смеси и электрическим батарей­ным зажиганием с индук­ционной катушкой и све­чами зажигания. Совер­шенно необычным для нас представляется наличие здесь сразу трех выключа­телей зажигания - двух ручных и одного ножного. Они служили для экстрен­ной остановки автомоби­ля, когда тормоза оказыва­лись неэффективными. В отличие от трицикла, мо­тор уже имел водяное ох­лаждение. Вода циркули­ровала и охлаждалась в змеевиковом радиаторе, расположенном спереди машины под сиденьем. 

Интересно сегодня по­читать старинную инструк­цию по запуску двигателя «Де Диона»: «Сначала от­крыть топливный краник и проверить, находится ли рычаг переключения пере­дач на нейтрали. Включить зажигание, закрыть доступ воздуха в карбюратор и провернуть коленчатый вал двигателя заводной ручкой. Двигатель должен зарабо­тать. Тогда следует увели­чить подачу горючей смеси в двигатель и медленно, плавно сразу включить вто­рую передачу, так как пер­вая служит только при движении в гору». В принципе, все так же, как и сегодня, но все более суетно и неудобно. Тем более, что при каждом запуске водителю требовалось слезть с машины и долго крутить заводную ручку. 

Коробка передач стояла рядом с двигателем и имела шестерни постоянного зацепления. Для включения той или иной передачи соответствующая шестерня при по­мощи подвижной зубчатой муфты соединялась с валом и передавала на него крутящий момент. Заметьте, сцепления здесь не было. Его роль играли специальные муфты наподобие коло­дочных тормозов, вклю­чавшие шестерни, снабженные фрикционными накладками. Они-то и уравнивали скорости вра­щения вала и шестерен. Другая особенность - зад­него хода тоже не было, но по заказу в коробке могли поставить еще одну шесте­ренку для движения назад. 

Еще одной, поистине исторической достопри­мечательностью этого легкого «Де Диона» была его задняя ведущая ось. Вся необычность в ее ре­шении заключалась в том, что она имела слегка вы­гнутую назад дугообраз­ную форму и служила только для крепления на ней колес, подвешенных в свою очередь на рессорах. Картер главной передачи с дифференциалом кре­пился жестко на раме и не был связан с осью. Враще­ние на колеса передава­лось короткими валиками. Это решение позволило уменьшить величину так называемых неподрессо­ренных масс, так как вес тяжелых частей транс­миссии не передавался на подвеску. В результате уда­лось облегчить все рессо­ры, а ход автомобиля сде­лался намного мягче. 

«Де Дион-Бутон» серии G (1901 г.) с 4,5-сильным мотором объемом 498 см3 и режим для своего времени тентом 

Пассажиров этого «Де Диона-L» с мотором 699 см3 в 6 сил защищал настоящий палантин (1902 г.). 

3,5-сильный «Де Дион-Бутон-D» 1899 года казался абсолютно симметричными. Здесь представлен его вид сзади. 

Од­новременно ось обеспе­чивала сохранение пер­пендикулярности обоих ведущих колес по отно­шению к поверхности до­роги, чего обычно не бы­вает у машин с индивиду­альным приводом каждо­го колеса качающимися валами. Почему мы вдруг так подробно рассказыва­ем об этих теоретических принципах? Дело в том, что именно эта ось волею судьбы оказалась единст­венным напоминанием о творчестве де Диона. Впоследствии его изобре­тение широко применя­лось на спортивных и го­ночных машинах, да и се­годня ее еще можно встретить на некоторых автомобилях. Теперь же она просто называется «ось де Диона».

Вуатюретки де Диона имели ножной тормоз, действующий на вал ко­робки передач. Рама была сварена из легких метал­лических трубок. Перед­нее сиденье можно было развернуть вперед, или «лицом к опасности», как тогда выражались. Ноги пассажиров торчали дале­ко впереди машины, и для их защиты служила только легкая подставочка, поэто­му такую компоновку мож­но было бы назвать «нога­ми вперед». 

Так Альберту де Диону удалось создать внешне непритязательную вуатюретку, внутри которой та­илось немало прогрессив­ных решений. Впервые ее показали на Парижском автосалоне в 1899 году, и за 4 года производства та­ких машин сделали 2970 шт. Они претерпели мно­гие улучшения, например, мощность некоторых об­разцов возросла до 8 л.с. Творение де Диона теперь можно увидеть во многих музеях. Есть оно и в Поли­техническом в Москве. Это двухместная модель 1899 года. Она одной из первых появилась на мос­ковских улицах в 1901 го­ду и стала образцом для машин Фрезе. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ДЕ ДИОН-БУТОН» МОДЕЛИ G (1900 г.)

Число мест - 4. Двигатель одноцилиндровый вертикальный четырехтактный водяного охлаждения. Рабочий объем - 498 см3. Мощность - 4,5 л.с. при 1800 об/мин. Коробка передач - механическая двухступенчатая. База — .1556 мм. Длина - 1830 мм, ширина - 1402 мм. Колея - 1И4 мм. Масса - 420 кг.

Максимальная скорость - 35 км/ч. Расход топлива - 5 л на 100 км.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: