Мировая автомобильная история прочно связана с именем графа Альберта де Диона, будь то период предшественников автомобиля - паровых экипажей или героическое время первых бензиновых машин, автогонок, организации массового производства и тщательного совершенствования их конструкции. У нас имя де Диона практически не известно.
За рубежом - это «отец французского автомобилестроения» и один из величайших автоконструкторов, автогонщиков и общественных деятелей, пропагандистов новых средств транспорта.
В области бензиновых машин де Дион начал с легкого моторчика, покорившего мир конца XIX века, и поставил его сначала на легкий трицикл, а потом столь же легкую четырехколесную повозку - квадрицикл. С него-то и начинается восхождение «автомобильной звезды» графа де Диона. Он всегда тонко чувствовал по какому пути может пойти дальнейшее развитие автомобиля. Но иногда граф ошибался и рисковал отстать от конкурентов. И все-таки интуиция и конструкторский талант всегда выручали его.
Часто приходилось вообще начинать все сначала. Так было, когда он решительно отказывался от паровых экипажей и брался за бензиновые. Так было и тогда, когда он ошибочно взял заоснову заднемоторную схему, как, впрочем, делали и все остальные. С появлением в последние годы прошлого века переднемоторных машин «Даймлер» и «Панар-Левас- сор» он снова с горечью понял, что ему следует спешно перестраиваться. И вновь нашел в себе силы если и не начать с нуля, то в корне перестроить всю конструкцию столь популярных легких заднемоторных вуатюреток.
Первый европейский массовый автомобиль «Це Дион-Бутон Попюлер» модели N образца 1903 года (698 см3, 6 л.с.)
Двухместный «Де Дион-V» с 8-сильным мотором 943 см3 (1904 г.) и задней площадкой для багажа
Итак, де Дион решился вновь изменить своим принципам, не побоялся признать свои ошибки и приступил к созданию новой машины с передним расположением двигателя. Эту модель он назвал «Попюлер», то есть «популярный», народный. Еще задолго до Генри Форда граф де Дион старался ориентироваться на легкие, простые и недорогие машины, доступные для самого широкого круга простых граждан. Одновременно он усовершенствовал свои моторы и щедро снабжал патентами на них многие другие компании. Например), двигатели де Диона в те годы стали основой моторов таких известных фирм, как «Рено», «Делаж», «Клеман», «Дековилль», «Адлер» и даже американской «Пирс-Эрроу».
«Де Дион-Бутон Попюлер», в отличие от многих предшественников, уже был совсем не похож на конные экипажи и своим обликом больше напоминал современные машины. Это был очередной большой шаг вперед. С этого времени конструирование автомобилей пошло своим собственным путем без оглядки на многовековой опыт строительства гужевых повозок. Двигатель был по дедионовской традиции еще одноцилиндровым объемом от 0,7 до 1,0 литра с водяным охлаждением мощностью в различных исполнениях 6-12 л.с. Он приводил простенькую двухступенчатую коробку с подвижными муфтами, соединявшими неподвижные шестерни друг с другом и с валами, на которых они свободно вращались. В отличие от квадрицикла, здесь имелся задний ход.
Рычаг переключения передач также стоял совсем по-современному - на собственной стойке рядом с рулевой колонкой, и управлять им можно было не снимая руки с руля. Сама же колонка располагалась наклонно. По современным понятиям в этом нет ничего особенного, но 90 лет назад и эта тонкость оказалась новинкой. Ведь до того все рулевые колонки устанавливались строго вертикально. Новое расположение оказалось намного удобнее и вскоре стало применяться повсеместно. Задний ведущий мост был, конечно, системы «Де Дион» с изогнутой поддерживающей балкой и очень маленькой массой неподрессоренных частей. Обе оси крепились на эллиптических рессорах. Рама была легкой трубчатой. Тормоза комбинированные: ножной по-прежнему затягивал ленту вокруг барабана на выходном валу коробки, а рычаг ручного тормоза, расположенного рядом с рулевой колонкой, действовал на барабаны задних колес. Рассматривая конструкции автомобилей де Диона, можно проследить тот путь, который проделали изобретатели первых на земле автомобилей от неказистых и примитивных конструкций к более совершенным, напоминающим уже современные машины.
Весьма элегантный «Де Дион-R» мощностью 6 л.с. с багажником-кофром (1903 г.)
Один из последних представителей серии «Попюлер» - модель У мощностью 6 л.с. (1904 г.)
Легонький 6-сильный «Де Дион-Бутон-N» развивал скорость 45 км/ч
Автомобили «Попюлер» действительно оказались популярными Они были очень просты и неприхотливы, вполне удовлетворяя неизбалованных и не слишком богатых людей. За 10 лет производства машины непрерывно совершенствовались и выпускались в различных модификациях. Первые образцы 1902-1904 годов (модели Н, N, О, R,V, Y) оборудовались моторами объемом (-98, 8(4 и 943 см3, которые развивали соответственно 6, 8 и 9 сил:. Затем объем двухцилиндрового моторчика увеличили до 1058 см3, а мощность до 10-12 л.с. модели (X и Z). Одновременно коробка стала трехступенчатой. Все эти автомобили в основном имели открытый двухместный полностью деревянный кузов без тента, В 1904 году к ним прибавился четырехместный кузов типа «дубль фаэтон», а мощность этих образцов возросла с первоначальных 6 сил до восьми. В 1905 году выпустили 6-местный «Попюлер-ЛВ» в 10 сил с весьма оригинальным кузовом «тонно» с крышей-балдахином, где четыре задних пассажира размещались на двух продольных мягких лавочках лицом друг к другу, а вход в это помещение открывала небольшая дверца в задней стенке кузова. Последние «попюлеры» моделей AL, BG, BS, CD, DG и других имели двигатели 720-1727 см3 мощностью до 25 л.с.
«Попюлер» прославился тем, что в первые годы XX века был самым массовым легковым автомобилем в Европе. Объемы его выпуска сегодня вызывают улыбку, но тогда они считались рекордными. В отдельные годы этот «Де Дион» делали в количестве 200 штук в месяц, а всего их было выпущено около 30 тысяч штук.
Коммерческий успех позволил поправить финансовые дела, и в 1908 году Де Дион решил расширить выпускаемую гамму машин за счет более мощных и дорогих моделей Базой для них стал все тот же «Попюлер». Он послужил также прообразом российских автомобилей фабрики «Фрезе».
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ДЕ ДИОН-БУТОН ПОПЮЛЕР-V» (1903 г.)
Число мест - 4. Двигатель одноцилиндровый четырехтактный водяного охлаждения. Объем - 943 см3. Мощность -8 л.с. при 1500 об/мин. Число передач - 2. База - 1810 мм. Длина - 2620 мм, ширина - 1380 мм, высота - 1500 мм. Колея - 11ЗО мм. Масса - 450-620 кг. в зависимости от кузова. Максимальная скорость - 55 км/ч. Расход топлива - 8-9 л на 100 км.
Оставьте ваш комментарий