Блог

Мировая автомобильная история прочно связана с именем графа Альберта де Диона, будь то период пред­шественников автомобиля - паровых экипажей или героическое время первых бензиновых машин, автогонок, организации массового производства и тщатель­ного совершенствования их конструкции. У нас имя де Диона практически не известно.

За рубежом - это «отец французского автомобилестроения» и один из величайших автоконст­рукторов, автогонщиков и общественных деятелей, пропагандистов новых средств транспорта.

В области бензиновых машин де Дион начал с лег­кого моторчика, покорив­шего мир конца XIX века, и поставил его сначала на легкий трицикл, а потом столь же легкую четырех­колесную повозку - квадрицикл. С него-то и начи­нается восхождение «авто­мобильной звезды» графа де Диона. Он всегда тонко чувствовал по какому пути может пойти дальнейшее развитие автомобиля. Но иногда граф ошибался и рисковал отстать от конку­рентов. И все-таки интуи­ция и конструкторский та­лант всегда выручали его. 

Часто приходилось вообще начинать все сначала. Так было, когда он решительно отказывался от паровых экипажей и брался за бен­зиновые. Так было и тогда, когда он ошибочно взял заоснову заднемоторную схему, как, впрочем, делали и все остальные. С появлением в последние годы прошлого ве­ка переднемоторных машин «Даймлер» и «Панар-Левас- сор» он снова с горечью понял, что ему следует спешно перестраиваться. И вновь нашел в себе силы если и не начать с нуля, то в корне перестроить всю конструкцию столь популярных легких заднемоторных вуатюреток. 

Первый европейский массовый автомобиль «Це Дион-Бутон Попюлер» модели N образца 1903 года (698 см3, 6 л.с.) 

Двухместный «Де Дион-V» с 8-сильным мотором 943 см3 (1904 г.) и задней площадкой для багажа 

Итак, де Дион решился вновь изменить своим прин­ципам, не побоялся признать свои ошибки и присту­пил к созданию новой машины с передним расположе­нием двигателя. Эту модель он назвал «Попюлер», то есть «популярный», народный. Еще задолго до Генри Форда граф де Дион старался ориентироваться на лег­кие, простые и недорогие машины, доступные для самого широкого круга простых граждан. Однов­ременно он усовершенст­вовал свои моторы и щед­ро снабжал патентами на них многие другие компа­нии. Например), двигатели де Диона в те годы стали основой моторов таких известных фирм, как «Ре­но», «Делаж», «Клеман», «Дековилль», «Адлер» и да­же американской «Пирс-Эрроу». 

«Де Дион-Бутон Попю­лер», в отличие от многих предшественников,  уже был совсем не похож на конные экипажи и своим обликом больше напоми­нал современные маши­ны. Это был очередной большой шаг вперед. С этого времени конструи­рование автомобилей по­шло своим собственным путем без оглядки на многовековой опыт строи­тельства гужевых повозок. Двигатель был по дедионовской традиции еще од­ноцилиндровым объемом от 0,7 до 1,0 литра с водяным охлаждением мощно­стью в различных испол­нениях 6-12 л.с. Он приво­дил простенькую двухсту­пенчатую коробку с под­вижными муфтами, соединявшими неподвижные шес­терни друг с другом и с валами, на которых они свобод­но вращались. В отличие от квадрицикла, здесь имелся задний ход. 

Рычаг переключения передач также стоял совсем по-современному - на собственной стойке ря­дом с рулевой колонкой, и управлять им можно было не снимая руки с руля. Сама же колонка располагалась на­клонно. По современным понятиям в этом нет ничего особенного, но 90 лет назад и эта тонкость оказалась новинкой. Ведь до того все рулевые колонки устанав­ливались строго верти­кально. Новое расположе­ние оказалось намного удобнее и вскоре стало применяться повсеместно. Задний ведущий мост был, конечно, системы «Де Ди­он» с изогнутой поддержи­вающей балкой и очень маленькой массой непод­рессоренных частей. Обе оси крепились на эллип­тических рессорах. Рама была легкой трубчатой. Тормоза комбинирован­ные: ножной по-прежнему затягивал ленту вокруг ба­рабана на выходном валу коробки, а рычаг ручного тормоза, расположенного рядом с рулевой колонкой, действовал на барабаны задних колес. Рассматри­вая конструкции автомо­билей де Диона, можно проследить тот путь, кото­рый проделали изобрета­тели первых на земле ав­томобилей от неказистых и примитивных конструк­ций к более совершенным, напоминающим уже сов­ременные машины. 

Весьма элегантный «Де Дион-R» мощностью 6 л.с. с багажником-кофром (1903 г.)

Один из последних представителей серии «Попюлер» - модель У мощностью 6 л.с. (1904 г.) 

Легонький 6-сильный «Де Дион-Бутон-N» развивал скорость 45 км/ч 

Автомобили «Попюлер» действительно оказа­лись популярными Они были очень просты и не­прихотливы, вполне удов­летворяя неизбалованных и не слишком богатых лю­дей. За 10 лет производст­ва машины непрерывно совершенствовались и вы­пускались в различных модификациях. Первые образцы 1902-1904 годов (модели Н, N, О, R,V, Y) оборудовались моторами объемом (-98, 8(4 и 943 см3, которые развивали со­ответственно 6, 8 и 9 сил:. Затем объем двухцилинд­рового моторчика увеличили до 1058 см3, а мощ­ность до 10-12 л.с. модели (X и Z). Одновременно ко­робка стала трехступенча­той. Все эти автомобили в основном имели откры­тый двухместный полно­стью деревянный кузов без тента, В 1904 году к ним прибавился четырехмест­ный кузов типа «дубль фа­этон», а мощность этих об­разцов возросла с перво­начальных 6 сил до вось­ми. В 1905 году выпустили 6-местный «Попюлер-ЛВ» в 10 сил с весьма ориги­нальным кузовом «тонно» с крышей-балдахином, где четыре задних пассажира размещались на двух про­дольных мягких лавочках лицом друг к другу, а вход в это помещение открыва­ла небольшая дверца в зад­ней стенке кузова. Послед­ние «попюлеры» моделей AL, BG, BS, CD, DG и других имели двигатели 720-1727 см3 мощностью до 25 л.с. 

«Попюлер» прославил­ся тем, что в первые годы XX века был самым массо­вым легковым автомоби­лем в Европе. Объемы его выпуска сегодня вызыва­ют улыбку, но тогда они считались рекордными. В отдельные годы этот «Де Дион» делали в количест­ве 200 штук в месяц, а все­го их было выпущено око­ло 30 тысяч штук.

Коммерческий успех позволил поправить фи­нансовые дела, и в 1908 го­ду Де Дион решил расши­рить выпускаемую гамму машин за счет более мощ­ных и дорогих моделей Базой для них стал все тот же «Попюлер». Он послу­жил также прообразом российских автомобилей фабрики «Фрезе». 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ДЕ ДИОН-БУТОН ПОПЮЛЕР-V» (1903 г.)

Число мест - 4. Двигатель одноцилиндровый четырехтактный водяного охлаждения. Объем - 943 см3. Мощность -8 л.с. при 1500 об/мин. Число передач - 2. База - 1810 мм. Длина - 2620 мм, ширина - 1380 мм, высота - 1500 мм. Колея - 11ЗО мм. Масса - 450-620 кг. в зависимости от кузова. Максимальная скорость - 55 км/ч. Расход топлива - 8-9 л на 100 км.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: