Блог

В высшем обществе Парижа в 1870-е годы появился симпатичный подтянутый молодой человек - 20-лет­ний аристократграф Альберт де Дион (1856 - 1946). Он уже достиг многого, ловко сочетая острый ум, наход­чивость с изобретательно­стью и предприимчиво­стью.

Он очень любил ско­рость и машины, был вла­дельцем одного из бога­тейших собраний конных колясок и карет, которыми сам часто управлял, выез­жая на званые приемы и нервируя парижскую знать своей демократич­ностью. Он был таким же искусным механиком и наездником, как рассказ­чиком и знатоком острых анекдотов. Но надо всем этим преобладала одна пламенная “страсть ко все­му, что быстро двигается”.

Естественно, что именно это увлечение и привело молодого графа в автомо­бильный мир, который еще только зарождался в Европе. Но в те годы пока еще никто не мог предпо­ложить, что страсть де Ди­она к скорости и повозкам приведет к чему-нибудь дельному. Однако этот ак­тивный французский ари­стократ, “фанатик скоро­сти” на деле показал свои способности.

Тайно от высшего света он оборудовал в сарайчи­ке своего поместья в па­рижском пригороде Клиньякур небольшую мастерскую, где в поте лица трудился сам с двумя такими же увлечен­ными напарниками, чумазыми от грязи, копоти и ма­шинного масла. Первым был механик Жорж Бутон (1847 - 1938), вторым стал его шурин, слесарь Трепар­ду. Оба они неплохо знали паровые машины, и де Дион нанял их за 10 франков в день, чтобы воплотить смелую идею - создать собственный паровой безлошадный экипаж. Так в 1883 году была основана компания с кра­сивым и звучным названием “Де Дион, Бутон и Трепар­ду”, состоявшая пока только из этих трех совладельцев и энтузиастов нового дела. Сочетание это было необыч­ным и оригинальным, бу­доража высшее общество, - граф и два бедных фран­цузских ремесленника.


Трехколесный вариант 4-местного парового автомобиля "Де Дион-Бутон и Трепарду" Тип И (1887 г.)



Легкий двухместный паровой трицикл “Де Дион-Бутон и Трепарду’ Тип Ш (1888 г.)

Тем не менее, это была марка одной из самых из­вестных в будущем авто­мобильных фирм. Но в 80­е годы прошлого века об автомобилях эта тройка даже не помышляла. Их вообще в природе не су­ществовало, если под авто­мобилем понимать само­ходную повозку с двигате­лем внутреннего сгорания.

Скандал в парижском высшем обществе разра­зился в тот самый день., ко­гда на улицы французской столицы выехал неболь­шой четырехколесный эки­паж, больше напоминав­ший миниатюрный паро­воз, изрыгавший черный дым и искры, чадящий и трещащий так, что распуги­вал чинно гулявших сте­пенных господ с собачка­ми. Но скандал возник не из-за этого нарушения об­щественного порядка, а из- за того, что вел тот “паро­вой дьявол” сам граф де Ди­он, снизошедший до уров­ня простого шофера, что в те времена означало не что иное, как просто топиль­щик или кочегар. Этим онперешел все возможные рамки светского приличия и хо­рошего тона. Мало того, на табличке, что красовалась спереди,, имя графа соседствовало с именами простолю­динов. Действительно, скандал! Что делать? Собрался се­мейный суд. Пришли близкие и дальние родственники де Диона, бывшие друзья и знакомые. Их решение было без­апелляционным и кратким: “Запретить Альберту де Диону публично заниматься делом, которое угрожает его граф­скому достоинству и общественному положению!”

 А что же граф? Конечно, он и не думал подчиняться “суду чести”. Вокруг него уже образовалась группа та­ких же молодых и далеко не бедных энтузиастов из то­го самого высшего обще­ства, которые так же неис­тово выступали за про­гресс и за все новое, в том числе и за “паровые чуда­чества” графа де Диона. Они нашли единственный правильный и самый ра­зумный выход, чтобы под­держать его начинания: они просто стали поку­пать его паровые тележки ко всеобщему недовольст­ву и восхищению очень немногих, и катали на них своих подружек в Булон­ском лесу. Так, постепен­но, к этим сооружениям, шипящим, как паровозы, попривыкли, и они стали завоевывать все больше сторонников.

В 1880-е годы де Дион строил множество трех- и четырехколесных паро­вых повозок. Первым его творением 1884 года был двухместный паромобиль на четырех огромных ко­лесах от велосипедов-пау­ков с открыто стоящим спереди паровым котлом и высокой паровозной трубой. От паровой маши­ны вращение передава­лось на высокие колеса через обычные ременные передачи. С 1885 года на­чинается новая фаза его деятельности. В том году он строит сразу несколь­ко однотипных парович­ков. В первом миниатюр­ном трехколесном экипа­же, получившем незамы­словатое название Тип I, все паровые атрибуты скрывались в квадратном черном ящике между большими передними колесами. По сути, он стал обла­гороженным вариантом модели предыдущего года. Это была одноместная машина для индивидуального поль­зования, ставшая прообразом массового легкового автомобиля будущего. При желании на дополнительных сиденьях могло разместиться еще три человека, напо­минавших кур на высоком насесте.



Одно из первых творений графа де Диона - 4-колесный паровик Тип II (1885 г.) с двумя паровыми машинами.


Серийный образец "Де Дион-Бутон' Тип III (1888 г.), выпускавшийся 5 лет

Почти одновременно появился более крупный четы­рехколесный паровик Тип II, так называемый “Дог Карт” (“собачья тележка”), с передним котлом и сдво­енными задними поворот­ными колесами. Четыре человека располагались на двух сиденьях лицом друг к другу. Интересной осо­бенностью были две неза­висимые паровые маши­ны, каждая из которых цепным приводом враща­ла одно из двух передних колес. Экипаж развивал довольно приличную по тем временам максималь­ную скорость 40 км/ч.

Самым удачным счита­ется легонький двухмест­ный паровичок Тип III, по­явившийся в 1888 году на базе первой трехколесной модели. Он имел более привлекательный внеш­ний вид, был достаточно компактным и маневрен­ным. Паровой котел по- прежнему помещался спе­реди,, а двухцилиндровая паровая машина мощно­стью в 4 л.с. непосредст­венно вращала ось задне­го колеса и позволяла из­менять скорость бессту­пенчато, безо всякой ко­робки передач. Эта модель впервые в истории авто­мобиля выпускалась до­вольно долго - в течение 5 лет. Топливом для всех творений де Диона служил обычный уголь, запаса ко­торого хватало всего лишь на десяток-другой кило­метров, хотя вода в котле выкипала еще быстрее.

Граф де Дион всеми си­лами старался создать по­пулярность новому средству транспорта. Для этого он пускался в самые различные пробеги, показы и реклам­ные мероприятия: издал первый в мире фирменный ка­талог, имя де Диона связано и с первыми в мире сорев­нованиями на самодвижущихся повозках.

ХАРАКТЕРИСТИКА автомобиля “ДЕ ДИОН-БУТОН” Тип III (1888 г.)
Число мест — 2. Число колес — 3, ведущее заднее. Паровая машина двухцилиндровая горизонтальная. Мощность — 4-5 л. с. База -1190 мм. Колея - 1100 мм. Длина - 1870 мм, ширина -1250 мм. Масса - 325 кг. Скорость - 20 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: