В высшем обществе Парижа в 1870-е годы появился симпатичный подтянутый молодой человек - 20-летний аристократграф Альберт де Дион (1856 - 1946). Он уже достиг многого, ловко сочетая острый ум, находчивость с изобретательностью и предприимчивостью.
Он очень любил скорость и машины, был владельцем одного из богатейших собраний конных колясок и карет, которыми сам часто управлял, выезжая на званые приемы и нервируя парижскую знать своей демократичностью. Он был таким же искусным механиком и наездником, как рассказчиком и знатоком острых анекдотов. Но надо всем этим преобладала одна пламенная “страсть ко всему, что быстро двигается”.
Естественно, что именно это увлечение и привело молодого графа в автомобильный мир, который еще только зарождался в Европе. Но в те годы пока еще никто не мог предположить, что страсть де Диона к скорости и повозкам приведет к чему-нибудь дельному. Однако этот активный французский аристократ, “фанатик скорости” на деле показал свои способности.
Тайно от высшего света он оборудовал в сарайчике своего поместья в парижском пригороде Клиньякур небольшую мастерскую, где в поте лица трудился сам с двумя такими же увлеченными напарниками, чумазыми от грязи, копоти и машинного масла. Первым был механик Жорж Бутон (1847 - 1938), вторым стал его шурин, слесарь Трепарду. Оба они неплохо знали паровые машины, и де Дион нанял их за 10 франков в день, чтобы воплотить смелую идею - создать собственный паровой безлошадный экипаж. Так в 1883 году была основана компания с красивым и звучным названием “Де Дион, Бутон и Трепарду”, состоявшая пока только из этих трех совладельцев и энтузиастов нового дела. Сочетание это было необычным и оригинальным, будоража высшее общество, - граф и два бедных французских ремесленника.
Трехколесный вариант 4-местного парового автомобиля "Де Дион-Бутон и Трепарду" Тип И (1887 г.)
Легкий двухместный паровой трицикл “Де Дион-Бутон и Трепарду’ Тип Ш (1888 г.)
Тем не менее, это была марка одной из самых известных в будущем автомобильных фирм. Но в 80е годы прошлого века об автомобилях эта тройка даже не помышляла. Их вообще в природе не существовало, если под автомобилем понимать самоходную повозку с двигателем внутреннего сгорания.
Скандал в парижском высшем обществе разразился в тот самый день., когда на улицы французской столицы выехал небольшой четырехколесный экипаж, больше напоминавший миниатюрный паровоз, изрыгавший черный дым и искры, чадящий и трещащий так, что распугивал чинно гулявших степенных господ с собачками. Но скандал возник не из-за этого нарушения общественного порядка, а из- за того, что вел тот “паровой дьявол” сам граф де Дион, снизошедший до уровня простого шофера, что в те времена означало не что иное, как просто топильщик или кочегар. Этим онперешел все возможные рамки светского приличия и хорошего тона. Мало того, на табличке, что красовалась спереди,, имя графа соседствовало с именами простолюдинов. Действительно, скандал! Что делать? Собрался семейный суд. Пришли близкие и дальние родственники де Диона, бывшие друзья и знакомые. Их решение было безапелляционным и кратким: “Запретить Альберту де Диону публично заниматься делом, которое угрожает его графскому достоинству и общественному положению!”
А что же граф? Конечно, он и не думал подчиняться “суду чести”. Вокруг него уже образовалась группа таких же молодых и далеко не бедных энтузиастов из того самого высшего общества, которые так же неистово выступали за прогресс и за все новое, в том числе и за “паровые чудачества” графа де Диона. Они нашли единственный правильный и самый разумный выход, чтобы поддержать его начинания: они просто стали покупать его паровые тележки ко всеобщему недовольству и восхищению очень немногих, и катали на них своих подружек в Булонском лесу. Так, постепенно, к этим сооружениям, шипящим, как паровозы, попривыкли, и они стали завоевывать все больше сторонников.
В 1880-е годы де Дион строил множество трех- и четырехколесных паровых повозок. Первым его творением 1884 года был двухместный паромобиль на четырех огромных колесах от велосипедов-пауков с открыто стоящим спереди паровым котлом и высокой паровозной трубой. От паровой машины вращение передавалось на высокие колеса через обычные ременные передачи. С 1885 года начинается новая фаза его деятельности. В том году он строит сразу несколько однотипных паровичков. В первом миниатюрном трехколесном экипаже, получившем незамысловатое название Тип I, все паровые атрибуты скрывались в квадратном черном ящике между большими передними колесами. По сути, он стал облагороженным вариантом модели предыдущего года. Это была одноместная машина для индивидуального пользования, ставшая прообразом массового легкового автомобиля будущего. При желании на дополнительных сиденьях могло разместиться еще три человека, напоминавших кур на высоком насесте.
Одно из первых творений графа де Диона - 4-колесный паровик Тип II (1885 г.) с двумя паровыми машинами.
Серийный образец "Де Дион-Бутон' Тип III (1888 г.), выпускавшийся 5 лет
Почти одновременно появился более крупный четырехколесный паровик Тип II, так называемый “Дог Карт” (“собачья тележка”), с передним котлом и сдвоенными задними поворотными колесами. Четыре человека располагались на двух сиденьях лицом друг к другу. Интересной особенностью были две независимые паровые машины, каждая из которых цепным приводом вращала одно из двух передних колес. Экипаж развивал довольно приличную по тем временам максимальную скорость 40 км/ч.
Самым удачным считается легонький двухместный паровичок Тип III, появившийся в 1888 году на базе первой трехколесной модели. Он имел более привлекательный внешний вид, был достаточно компактным и маневренным. Паровой котел по- прежнему помещался спереди,, а двухцилиндровая паровая машина мощностью в 4 л.с. непосредственно вращала ось заднего колеса и позволяла изменять скорость бесступенчато, безо всякой коробки передач. Эта модель впервые в истории автомобиля выпускалась довольно долго - в течение 5 лет. Топливом для всех творений де Диона служил обычный уголь, запаса которого хватало всего лишь на десяток-другой километров, хотя вода в котле выкипала еще быстрее.
Граф де Дион всеми силами старался создать популярность новому средству транспорта. Для этого он пускался в самые различные пробеги, показы и рекламные мероприятия: издал первый в мире фирменный каталог, имя де Диона связано и с первыми в мире соревнованиями на самодвижущихся повозках.
ХАРАКТЕРИСТИКА автомобиля “ДЕ ДИОН-БУТОН” Тип III (1888 г.)
Число мест — 2. Число колес — 3, ведущее заднее. Паровая машина двухцилиндровая горизонтальная. Мощность — 4-5 л. с. База -1190 мм. Колея - 1100 мм. Длина - 1870 мм, ширина -1250 мм. Масса - 325 кг. Скорость - 20 км/ч.
Оставьте ваш комментарий