Это имя хорошо известно многим. Именно этому талантливому изобретателю история отдала предпочтение, выбрав его из десятков претендентов и назвав одним из двух официально признанных создателей первого в мире бензинового автомобиля.
Готлиб Даймлер (1834 - 1900) получил навыки по конструированию двигателей внутреннего сгорания, работая техническим директором у Августа Отто, известного немецкого изобретателя, создавшего газовый мотор. Он действовал по четырехтактному принципу, по которому сегодня работает большинство моторов.
Даймлер задался целью создать собственный легкий двигатель, работающий на продуктах перегонки нефти, и установить его на легкой повозке. Начал Даймлер с изучения сырой нефти и продуктов ее перегонки. Для этого в 1881 году он даже посетил Россию, а в 1883 году совместно с Вильгельмом Майбахом создал свой первый одноцилиндровый мотор, годившийся для самых разнообразных нужд от стационарного применения до установки на колесном экипаже.
Конструкция этого мотора была запатентована, а чтобы доказать его работоспособность на транспорте, двигатель установили на двухколесном деревянном велосипеде. Ему-то и суждено было стать первым в мире мотоциклом. Его конструкция была защищена патентом 29 августа 1885 года, а 10 ноября того же года он совершил свою первую поездку по улицам городка Бад Канштатт, близ Штутгарта. В патенте мотоцикл именовался “Повозкой для верховой езды с керосиновым двигателем.
Поначалу Даймлер даже не представлял себе, как лучше применять свои моторчики. Для демонстрации их возможностей он ставил движки на лодке и железнодорожной дрезине, на дирижабле и приспосабливал для привода пожарного насоса, но главным творением, прославившим и увековечившим имя его, стала идея размещения такого мотора на колесной повозке.
Первый в мире 4-колесный бензиновый автомобиль, построенный Готлибом Даймлером в 1886 году
Показательный выезд на первом в мире автомобиле в 1886 году. Сзади сидит его создатель Готлиб Даймлер
Именно ей было суждено стать первым в мире четырехколесным бензиновым автомобилем. Внешне он совсем не отличался от конного экипажа на высоких деревянных колесах со стальными шинами-обручами, с высоким передком для кучера и двухместным сиденьем сзади. Впрочем, это и на самом деле была конная пролетка, сделанная по заказу Даймлера каретных дел мастером Вимпффом. Говорят, этот фаэтон Даймлер хотел подарить жене, но перед этим пожелал внести свой посильный труд, превратив его в самоходный экипаж. Истории досконально не известно, что больше давало Даймлеру прилив сил и энергии - любовь к собственной супруге или изобретательская страсть. Так или иначе, самодвижущаяся повозка была сделана.
Одноцилиндровый движок торчал прямо в ногах у пассажиров. Он имел мощность чуть более одной лошадиной силы и приводил задние колеса посредством простой двухступенчатой ременной передачи. В приводе дифференциала не было и его роль исполняла простейшая обгонная муфта в ступице одного из колес.
Жесткая ось передка поворачивалась целиком с обоими колесами при помощи рулевого рычага, который поворачивал шофер, восседавший на высоком облучке, традиционном месте кучера. От конного экипажа здесь сохранилась даже трубка-кронштейн для кнута. Впрочем, автомобилю он тоже пригодился. Им постоянно требовалось отгонять собак, которые с лаем преследовали машину и лезли под колеса.. Тормозом служил башмак, который надо было с силой прижимать к обручам задних колес, а сами колеса обеих осей крепились к раме на эллиптических рессорах.
Двигатель Даймлера имел водяное охлаждение только одной головки блока. Зажигание осуществлялось при помощи трубок накаливания. Их нагревали на открытом огне горелки и доводили до белого каления, чтобы они могли воспламенять бензин, смешанный с воздухом.
Точную дату изготовления четырехколесной повозки Даймлера историкам установить не удалось..
По одним данным коляска была готова в ноябре 1886 года, другие утверждают, что она поехала только в марте следующего. Вот почему историю автомобиля на нашей планете ведут от трехколесной повозки другого немецкого изобретателя Карла Бенца, хотя первенство идеи Даймлера воплощено в мотоцикле. Поэтому обоих конструкторов по праву считают “отцами бензинового автомобиля”, который Апатоль Франс назвал величайшим изобретением человечества. Оба создателя первых автомобилей поначалу ничего не знали друг о друге и были как бы заочными конкурентами.
Узнав же, на всю жизнь сохранили огромный взаимный антагонизм и постоянно враждовали, пытаясь на каждом шагу обогнать соперника или хотя бы крепко насолить ему. Каждый из них желал считаться первым и находил для подтверждения множество доказательств. Так, Даймлер всегда публично заявлял, что трехколеску Бенца никак нельзя назвать полноценным автомобилем, хотя тот и получил патент на нее раньше;. Бенц же сохранял внешнее спокойст
вид. Он был уверен, что автомобиль может быть не обязательно четырехколесным, ссылаясь на трехколесную паровую телегу француза Кюньо. И оба всеми средствами пытались выгодно продать свои идеи и, выручив необходимые средства, расширить собственное дело.
На автомобиле Даймлера 1886 года прекрасно видны, все механизмы, неуютные сиденья и неказистый руль
Первый в мире автомобиль больше напоминал конный экипаж, из которого выпрягли лошадей.
Патент Даймлера вскоре купили французские фирмы “Панар-Левассор” и “Пежо”, а затем англичане, американцы, австрийцы. Так идеи Даймлера начали расходиться по всему свету и заложили фундамент мирового автомобилестроения. Он основал компанию “Даймлер Моторенгезельшафт” в Канштатте и пока считал главным делом свои моторы, а не автомобили. В последующие годы он стал знаменит именно благодаря им, щедро снабжая патентами на двигатели многие иностранные фирмы, поэтому сегодня можно с полной уверенностью сказать, что большинство самоходных машин - пионеров автомобилестроения, толкали вперед моторы Даймлера - совершенные, компактные и надежные. Все это привело и самого Даймлера к мысли, что использование их на сухопутных средствах транспорта - это его будущее и “золотое дно” для делового человека. Так Готлиб Даймлер и его фирма избрали своим магистральным путем автомобилестроение.
А первый автомобиль Даймлера еще многократно переделывали и совершенствовали, но все-таки он сохранился до сих пор и хранится в музее компании “Мерседес-Бенц” в Штутгарте. В других музеях мира у него немало копий- двойников, изготовленных в более позднее время.
Остается добавить, что современные ученые стали сомневаться в авторстве Даймлера на этот автомобиль и приписывают его создание более талантливому и незаметному помощнику Вильгельму Майбаху. Лишь после смерти своего хозяина он смог показать весь свой талант, построив автомобиль, получивший всемирно известную марку “Мерседес”, а после войны Майбах основал собственную автомобильную фирму.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ГОТЛИБА ДАЙМЛЕРА (1886 г.):
Число мест - 4. Двигатель оОноцилинОровый четырехтактный вертикальный с воОяным охлаждением головки блока. Рабочий объем - 462 см3. Мощность -1,1 л.с. при 690 об/мин. Трансмиссия ременная Двухступенчатая. База - 1320 мм. Длина - 2350 мм, ширина - 1500 мм, высота - 1600 мм. Снаряженная масса - 500 кг. Максимальная скорость -18 км/ч.
Оставьте ваш комментарий