Имя этого изобретателя сегодня воспринимается только в сочетании с именем его коллеги Даймлера. Оно увековечено в названии одной из крупнейших в мире автомобильных фирм и в марке миллионов и миллионов ездящих по земному шару легковых и грузовых автомобилей. Это одно из величайших имен в мировой автомобильной истории. Этому человеку принадлежит самая большая заслуга: он построил первый в мире автомобиль.
Карл Бенц (1844 - 1929) работал над легкими двигателями внутреннего сгорания в Мангейме одновременно с Г. Даймлером, но, как утверждают историки, о работах друг друга они ничего не знали, хотя их разделяло всего около ста километров. Работы над двухтактными моторами Бенц начал еще в 1871 году и вскоре основал небольшую фабрику таких двигателей. Бенц оказался прирожденным изобретателем и механиком, а потому почти все делал своими руками, сразу же поставив перед собой главную цель - создать легкое самодвижущееся бензиновое транспортное средство.
Осенью 1885 года он сделал трехколесный двухместный экипаж на высоких оспицованных колесах и поставил сзади свой новый четырехтактный бензомотор водяного охлаждения объемом около литра. Он давал мощность всего лишь 0,9 л.с. Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их через одну ременную и две цепные передачи. Под двигателем располагалось большое горизонтальное колесо - маховик. Он соединялся с коленчатым валом конической передачей и служил одновременно для создания равномерного вращения и для запуска двигателя. Достаточно было обеими руками сильно раскрутить маховик, как мотор заводился.
Именно так мог выглядеть Карл Бенц на своем первенце, когда он в первый раз выехал на узенькие улочки Мангейма
Первый в мире трехколесный бензиновый автомобиль, запатентованный Карлом Бенцем в январе 1886 года
Роль сцепления выполнял один из шкивов ременной передачи с механизмом свободного хода, который увеличивал или уменьшал натяжение ремня. Электрическое зажигание было от гальванической батареи. Оно оказалось куда более совершенным, чем у Даймлера с его калильными трубками. В приводе у Бенца был даже дифференциал, чего не предусмотрел его соперник. Фактически у автомобиля Бенца не было коробки передач и подвески переднего одиночного колеса. Оно управлялось рычажным устройством от рулевой рукоятки. Задние колеса подвешивались на эллиптических рессорах. В отличие от деревянной тележки Даймлера автомобиль Бенца имел раму, спаянную из металлических трубок. Можно утверждать, он был совершеннее творения Даймлера, несмотря на то, что экипаж имел только три колеса.
26 января 1886 года Карл Бенц получил немецкий патент N 37435 на свою машину, которая отныне была признана первым в мире бензиновым автомобилем, а также первым трехколесным бензиновым экипажем. Его теперь называют также “Бенц-Патент-Мо- торваген” Много лет спустя в своих мемуарах изобретатель вспомнил, что когда во время первых испытаний он случайно “влетел” в забор, вокруг собрался народ и один из рабочих глубокомысленно произнес: “Ничего, главное, что это едет!” “Это была первая и самая высокая оценка моей работы” - заключает Бенц.
3 июля 1886 года он совершил уже весьма длинную демонстрационную поездку на своем первенце длиною в 110 км, впервые всенародно заявив о рождении нового работоспособного безрельсового транспортного средства передвижения с приводом от автономного двигателя внутреннего сгорания.
Еще раз обратим внимание: датой рождения автомобиля на нашей планете принято считать 26 января 1886 года, когда Карл Бенц получил свой патент на “Экипаж с приводом от газового двигателя”, так как дата создания Даймлером четырехколесной тележки точно неизвестна.
Сегодня представляется удивительным, что современники совсем не обратили внимания на “величайшее изобретение века”, сделанное соотечественниками. Вернее:, реакция немецких обывателей, выраженная в газетах того времени, была резко отрицательной. После первых показательных поездок Бенца на своем “Патент- Моторвагене”, газеты оценили новинку как “бесполезную и ненужную”. “Кого же заинтересуют такого рода предложения, пока
есть в продаже лошади?..” - вопрошала местная “Мангей- мер Цайтунг". Но история вскоре доказала перспективность нового транспорта и заслуженный успех его создателя. Здесь уместно привести еще одно изречение Бенца: “Путеводные изобретения рождаются не в безвоздушном пространстве, а в активном взаимодействии между отдельными личностями и обществом. И дело изобретателя - связать частности в новое единое целое”.
Уникальный экземпляр автомобиля Бенца, сохранившийся до наших дней
Здесь, как на ладони, видна вся немудреная механика автомобиля Бенца с его огромным горизонтальным маховиком
Как и автомобиль Даймлера, первенец Бенца тоже сохранился и находится в Германском музее в Мюнхене как доказательство одного из величайших достижений немецкого народа. Кроме того, в 1938 году сделано три его копии,, которые посланы в музей компании “Даймлер-Бенц”, Технический музей в Вене и в Музей транспорта в г. Дрездене. Говорят, что все эти автомобили до сих пор годны для движения.
А теперь снова вернемся к деятельности Бенца. Изобретатель всеми силами пытался найти поддержку своему детищу. Уже в марте 188б года он получает французский патент на свою машину, а потом усиленно ищет возможности выгодной продажи своего изобретения и обеспечения ему достойной рекламы. В 1887 году француз Эмиль Роже начинает выпуск трехколесных колясок Бенца по лицензии во Франции под названием “Роже-Бенц”. Затем лицензию на двигатель Бенца покупает французская фирма “Па- нар-Левассор”. В 1888 году автомобиль Бенца получает Большую золотую медаль на промышленной выставке в Мюнхене. Но, пожалуй, самой необычной и удивительной рекламой для новой машины был первый в мире автомобильный пробег длиной в 180 км из Мюнхена до Пфорцгейма. Его совершила в 1888 году на третьей машине Бенца его жена фрау Берта с двумя малолетними сыновьями. Это был самый экзотический пробег, во время которого верный помощник Бенца во всех делах - Берта - проявила верх изобретательности и находчивости.
Трехколесная повозка Бенца строилась до 1890 года. Всего было сделано не более 20 экземпляров.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ КАРЛА БЕНЦА (1886 г.)
Число мест - 2. Двигатель одноцилиндровый горизонтальный четырехтактный. Рабочий объем - 984 см3. Мощность - 0,88 л.с. при 300 об/мин. Число передач - 1. База -1450 мм. Длина - 2400 мм, ширина -1200 мм, высота - 1400 мм Колея - 1200 мм. Снаряженная масса - 265 кг. Максимальная скорость -12-15 км/ч.
Оставьте ваш комментарий