Блог

Сегодня итальянский концерн ФИАТ именуют не иначе как автомобильной корпорацией, единственным в Италии и одним из крупнейших производителей автомобилей в мире. 

История ФИАТа нача­лась 11 апреля 1899 года в Тузине с события, отра­женного на картине, ви­севшей в кабинете прези­дента доктора Джованни Аньелли. На ней изобра­жен момент подписания документа о создании но­вой автомобильной акционерной компании. За столом восседает будущий глава ФИАТа - красивый сухопарый господин со щегольскими усами - Джованни Аньелли-первый (1866 - 1945), быв­ший кавалерийский офи­цер и промышленник. Ря­дом с ним - главные друзья и богатые компаньо­ны: граф Роберто Биска-ретти ди Руффиа, граф Эммануэль ди Брикарезио, банкир Густав Делеке и другие. Не все они вошли в автомобильную исто­рию, так как доля участия каждого была различна.

Сегодня в Италии всем из­вестен, пожалуй, только Бискаретти ди Руффиа - создатель крупнейшей в стране коллекции истори­ческих автомобилей, ос­нованный им музей те­перь носит его имя. 

Новая компания снача­ла называлась очень длин­но «Сочиета Итальяна пер ля Констрюционэ э иль Коммерчио делль Аугомобили Торино».Она имела учредительный капитал 800 тысяч лир, разделенный на 4000 акций по 200 лир каждая. Главными акционерами были сами основатели, так что сразу же фирма стала владением ограниченной элитарной группы предпринимателей и финансистов. Конструкция автомобиля, который предполагалось выпускать на новой фирме, начала разрабатываться еще в 1898 году, однако к ФИАТу она тогда не имела никако­го отношения. В то время в Тузине существовало не­сколько мелких автомобильных компаний-мастерских. 

Конструкцию автомобиля ФИАТ с 2-цилиндровым мотором в 3,5 силы разработал Джованни Чейрано

Улучшенный вариант автомобиля ФИАТ-3,5 CV с кузовом "Дюк" в музее итальянского концерна в Турине 

Одной из них руководил Джованни Баттиста Чейрано (1860 - 1912), один из братьев Чейрано, знаме­нитых итальянских авто­конструкторов и органи­заторов производства. Он задумал основать свою фирму и вместе с инжене­ром Аристидом Фаччиоли начал разрабатывать дви­гатель и конструкцию но­вой легкой машины. Но тогда ни одного автомоби­ля Чейрано сделать не ус­пел. Новое акционерное общество закупило «на корню» не только его идеи, чертежи, оснаспу, но и всю его небольшую мастерскую в Турине, где уже было сделано несколь­ко прототипов. А заодно ФИАТ приобрел талантли­вого двигателиста Фаччи­оли и вместе с ним рабо­тавшего у Чейрано про­стого механика Винченцо Лянчиа. За все это Чейра­но получил лишь 30 тысяч лир. Так фирма «Чейрано» исчезла, еще не родив­шись, Заметим), что она «восстала из пепла» только в 1920 году, но и тогда, просуществовав только 10 лет, вновь была поглощена ФИАТом, ставшим к тому времени всемогущим. 

Первое соглашение ме­жду будущими акционера­ми о создании компании было достигнуто еще в феврале 1899 года. Однов­ременно началось изготов­ление первых 8 автомобилей с фабричной маркой «ФИ­АТ». Но на табличке указывалась только ее расшифровка «Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине». Все пер­вые ФИАТы были сделаны в мастерской Чейрано на ули­це короля Виктора Эммануила, так как новые предпри­ятия и офисы будущего автогиганта находились пока в стадии строительства. Создатель этих машин АФаччиоли вошел в состав совета директоров ФИАТа и занял ме­сто главного конструктора или технического директора. 

Первый автомобиль «ФИАТ» имел марку 3.5CV, что означало мощность его легкого двухцилиндрового мо­торчика с горизонтальным расположением цилиндров объемом около 700 кубиков. Он стоял сзади под сидень­ем в блоке с конусным сцеплением и механической ко­робкой и приводил задниеколеса цепными передача­ми. Как и на большинстве современных конструк­ций, впускные клапаны бы­ли автоматические, зажи­гание электрическое, охла­ждение водяное. Трубки этой системы хорошо бы­ли видны между рессорами подвески передних колес. 

Рулевая колонка торчала из пола в ногах водителя и заканчивалась рычагом с двумя рукоятками и рези­новой грушей звукового сигнала. Ножной тормоз действовал на барабан ва­ла коробки передач!. Дере­вянные колеса были с пневмошинами. Как и другие первенцы, автомобиль будущего ги­гантского концерна очень напоминал конный эки­паж. Он вмещал четырех человек. Двое сидели на заднем сиденье под тен­том, и еще два пассажира размещались лицом к ним на переднем, спиной по движению.

Этот автомобиль был готов уже ко дню подписа­ния соглашения о созда­нии новой компании. и по­том их делали в Тузине в цехах «Чейрано» и на базе машиностроительной фирмы «ОМ» в Пьяченце. 

Первая в длинном ряду автомобилей ФИАТ - модель 1899 года хранится в музее ФИАТа в Турине 

Один из основателей ФИАТа граф Роберто Бискаретти ди Руффиа на автомобиле ФИАТ-3,5 CV (1900 г.) 

Стоил он всего 4200 лир. Интересно, что именно этот первенец дал имя самой фирме, а не наоборот, как быва­ло обычно. Свое первое длинное название новая компа­ния сменила на «Ф.И.А.Т.» 19 марта 1900 года по предло­жению АФаччиоли, когда были пущены в ход главные цеха фирмы в Турине на Корсо Данте. Как ни странно, у нового названия было немало противников. Главным среди них была... церковь. Дело в том, что новая марка ас­социировалась у священников с первыми словами из­вестной молитвы «Фиат волюнтас туа...» Вот поэтому первые машины имели на табличке полное наименова­ние фирмы и лишь впоследствии привилось известное сокращение «Ф.И.А.Т.», причем произносили его тогда по названиям букв: эф-и-а-тэ. В 1906 году оно было еще раз упрощено - убрали точки и стали произносить как одно слово. Сегодня многие забывают, что ФИАТ - это сокращение, и пишут его только с одной заглавной буквы. Во всяком случае итальян­цы не против этого. Да и церковь теперь вполне удовлетворена: по ее мне­нию нынешний «ФИАТ» - это ничто иное, как цитата из молитвы. К тому же свя­щенники утверждают, что именно это способствова­ло гигантскому успеху когда-то скромной автомо­бильной компании. 

Но вернемся к первен­цу «Ф.ИАТ.» За два года их сделали 20 штук, но сохранились сегодня лишь три, они находятся в итальян­ских музеях. Один из них принадлежит ФИАТу, а вто­рой хранится в одной из самых знаменитых коллек­ций мира, собранной гра­фом Бискаретти ди Руффиа. В 1901 году его уже заменили на более совер­шенную модель: двигатель у нее стоял спереди, а вся компоновка стала класси­ческой. Молодая итальян­ская компания пыталась не только идти в ногу с бурно развивающимся мировым техническим прогрессом, но и старалась сама стать одним из законодателей мод в автостроении. 

В следующем 1902 году новый главный инженер Энрико создал первую машину с четырехцилиндровым мотором в конструкции которой было заметно влияние «Мерседеса». Затем новинки следовали одна за другой: деревянная рама уступила место стальной, тормоз на коробке передач получил водяное охлаждение, в 1907 году появился автомобиль с шестицилиндровым мото­ром объемом 11л, оснащенным пневматическим стар­тером. Кузов данной модели отличался роскошью. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «Ф.И.А.Т. - 3,5 CV» (1899 г.)

Число мест - 4. Двигатель двухцилиндровый горизонтальный четырехтактный водяного охлаждения. Объем - 679 см3. Мощность - 3,5 л.с. при 400 об/мин. Число передач - 3. Масса - 280 кг. Максимальная скорость - 40 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: