Сегодня итальянский концерн ФИАТ именуют не иначе как автомобильной корпорацией, единственным в Италии и одним из крупнейших производителей автомобилей в мире.
История ФИАТа началась 11 апреля 1899 года в Тузине с события, отраженного на картине, висевшей в кабинете президента доктора Джованни Аньелли. На ней изображен момент подписания документа о создании новой автомобильной акционерной компании. За столом восседает будущий глава ФИАТа - красивый сухопарый господин со щегольскими усами - Джованни Аньелли-первый (1866 - 1945), бывший кавалерийский офицер и промышленник. Рядом с ним - главные друзья и богатые компаньоны: граф Роберто Биска-ретти ди Руффиа, граф Эммануэль ди Брикарезио, банкир Густав Делеке и другие. Не все они вошли в автомобильную историю, так как доля участия каждого была различна.
Сегодня в Италии всем известен, пожалуй, только Бискаретти ди Руффиа - создатель крупнейшей в стране коллекции исторических автомобилей, основанный им музей теперь носит его имя.
Новая компания сначала называлась очень длинно «Сочиета Итальяна пер ля Констрюционэ э иль Коммерчио делль Аугомобили Торино».Она имела учредительный капитал 800 тысяч лир, разделенный на 4000 акций по 200 лир каждая. Главными акционерами были сами основатели, так что сразу же фирма стала владением ограниченной элитарной группы предпринимателей и финансистов. Конструкция автомобиля, который предполагалось выпускать на новой фирме, начала разрабатываться еще в 1898 году, однако к ФИАТу она тогда не имела никакого отношения. В то время в Тузине существовало несколько мелких автомобильных компаний-мастерских.
Конструкцию автомобиля ФИАТ с 2-цилиндровым мотором в 3,5 силы разработал Джованни Чейрано
Улучшенный вариант автомобиля ФИАТ-3,5 CV с кузовом "Дюк" в музее итальянского концерна в Турине
Одной из них руководил Джованни Баттиста Чейрано (1860 - 1912), один из братьев Чейрано, знаменитых итальянских автоконструкторов и организаторов производства. Он задумал основать свою фирму и вместе с инженером Аристидом Фаччиоли начал разрабатывать двигатель и конструкцию новой легкой машины. Но тогда ни одного автомобиля Чейрано сделать не успел. Новое акционерное общество закупило «на корню» не только его идеи, чертежи, оснаспу, но и всю его небольшую мастерскую в Турине, где уже было сделано несколько прототипов. А заодно ФИАТ приобрел талантливого двигателиста Фаччиоли и вместе с ним работавшего у Чейрано простого механика Винченцо Лянчиа. За все это Чейрано получил лишь 30 тысяч лир. Так фирма «Чейрано» исчезла, еще не родившись, Заметим), что она «восстала из пепла» только в 1920 году, но и тогда, просуществовав только 10 лет, вновь была поглощена ФИАТом, ставшим к тому времени всемогущим.
Первое соглашение между будущими акционерами о создании компании было достигнуто еще в феврале 1899 года. Одновременно началось изготовление первых 8 автомобилей с фабричной маркой «ФИАТ». Но на табличке указывалась только ее расшифровка «Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине». Все первые ФИАТы были сделаны в мастерской Чейрано на улице короля Виктора Эммануила, так как новые предприятия и офисы будущего автогиганта находились пока в стадии строительства. Создатель этих машин АФаччиоли вошел в состав совета директоров ФИАТа и занял место главного конструктора или технического директора.
Первый автомобиль «ФИАТ» имел марку 3.5CV, что означало мощность его легкого двухцилиндрового моторчика с горизонтальным расположением цилиндров объемом около 700 кубиков. Он стоял сзади под сиденьем в блоке с конусным сцеплением и механической коробкой и приводил задниеколеса цепными передачами. Как и на большинстве современных конструкций, впускные клапаны были автоматические, зажигание электрическое, охлаждение водяное. Трубки этой системы хорошо были видны между рессорами подвески передних колес.
Рулевая колонка торчала из пола в ногах водителя и заканчивалась рычагом с двумя рукоятками и резиновой грушей звукового сигнала. Ножной тормоз действовал на барабан вала коробки передач!. Деревянные колеса были с пневмошинами. Как и другие первенцы, автомобиль будущего гигантского концерна очень напоминал конный экипаж. Он вмещал четырех человек. Двое сидели на заднем сиденье под тентом, и еще два пассажира размещались лицом к ним на переднем, спиной по движению.
Этот автомобиль был готов уже ко дню подписания соглашения о создании новой компании. и потом их делали в Тузине в цехах «Чейрано» и на базе машиностроительной фирмы «ОМ» в Пьяченце.
Первая в длинном ряду автомобилей ФИАТ - модель 1899 года хранится в музее ФИАТа в Турине
Один из основателей ФИАТа граф Роберто Бискаретти ди Руффиа на автомобиле ФИАТ-3,5 CV (1900 г.)
Стоил он всего 4200 лир. Интересно, что именно этот первенец дал имя самой фирме, а не наоборот, как бывало обычно. Свое первое длинное название новая компания сменила на «Ф.И.А.Т.» 19 марта 1900 года по предложению АФаччиоли, когда были пущены в ход главные цеха фирмы в Турине на Корсо Данте. Как ни странно, у нового названия было немало противников. Главным среди них была... церковь. Дело в том, что новая марка ассоциировалась у священников с первыми словами известной молитвы «Фиат волюнтас туа...» Вот поэтому первые машины имели на табличке полное наименование фирмы и лишь впоследствии привилось известное сокращение «Ф.И.А.Т.», причем произносили его тогда по названиям букв: эф-и-а-тэ. В 1906 году оно было еще раз упрощено - убрали точки и стали произносить как одно слово. Сегодня многие забывают, что ФИАТ - это сокращение, и пишут его только с одной заглавной буквы. Во всяком случае итальянцы не против этого. Да и церковь теперь вполне удовлетворена: по ее мнению нынешний «ФИАТ» - это ничто иное, как цитата из молитвы. К тому же священники утверждают, что именно это способствовало гигантскому успеху когда-то скромной автомобильной компании.
Но вернемся к первенцу «Ф.ИАТ.» За два года их сделали 20 штук, но сохранились сегодня лишь три, они находятся в итальянских музеях. Один из них принадлежит ФИАТу, а второй хранится в одной из самых знаменитых коллекций мира, собранной графом Бискаретти ди Руффиа. В 1901 году его уже заменили на более совершенную модель: двигатель у нее стоял спереди, а вся компоновка стала классической. Молодая итальянская компания пыталась не только идти в ногу с бурно развивающимся мировым техническим прогрессом, но и старалась сама стать одним из законодателей мод в автостроении.
В следующем 1902 году новый главный инженер Энрико создал первую машину с четырехцилиндровым мотором в конструкции которой было заметно влияние «Мерседеса». Затем новинки следовали одна за другой: деревянная рама уступила место стальной, тормоз на коробке передач получил водяное охлаждение, в 1907 году появился автомобиль с шестицилиндровым мотором объемом 11л, оснащенным пневматическим стартером. Кузов данной модели отличался роскошью.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «Ф.И.А.Т. - 3,5 CV» (1899 г.)
Число мест - 4. Двигатель двухцилиндровый горизонтальный четырехтактный водяного охлаждения. Объем - 679 см3. Мощность - 3,5 л.с. при 400 об/мин. Число передач - 3. Масса - 280 кг. Максимальная скорость - 40 км/ч.
Оставьте ваш комментарий