Французская фирма «Бугатти» и ее удивительная продукция оставили заметный след в истории мирового автостроения. Фирму часто называли самой неординарной и экзотичной, самой патриархальной и прогрессивной.
Автомобили этой марки считались удивительными и неповторимыми, самыми изящными, своеобразными и убого вычурными и безвкусными. Тем не менее, все сохранившиеся до сих пор машины этой марки из выпущенных 7500 единиц остаются одними из самых ценных, уникальных, ну и, конечно, наиболее знаменитых среди всех прочих. Они выделялись оригинальной внешностью и нетрадиционными решениями многих узлов и агрегатов, высочайшим качеством и тщательностью отделки, характерным подковообразным радиатором и хромированной передней осью. На гоночных и спортивных «Бугатти» было одержано 1850 побед в самых престижных международных соревнованиях, и даже один трагический эпизод в истории «Бугатти» только усилил известность фирмы: именно на открытом спортивном «Бугатти» погибла американская танцовщица Айседора Дункан, когда ее шарф запутался в бешено вращавшемся колесе.
Своей славой эта компания и ее автомобили обязаны таланту Этторе Арко Изидоро Бугатти (1881-1047), сыну итальянского художника-портретиста, скульптора и позолотчика. Все лучшие качества отца унаследовал Этторе, но применил свое художественное чутье не в искусстве, а на поприще автомобильного конструирования, впервые подняв его на уровень настоящего искусства. Недаром его называли «зодчим автомобиля» и «художником автомобильного ремесла». Еще в детстве Этторе увлекся техникой и не пожелал идти по пути младшего брата с очень значимым именем Рембрандт. Недаром потом он стал неплохим художником, а некоторыми считался более талантливым, чем Этторе. Впрочем, их одаренность вряд ли можно было сравнивать. Сегодня же можно утверждать, что о Рембрандте Бугатти не было бы ничего известно, не будь на свете Этторе, который всеми силами его поддерживал и устраивал на свои деньги выставки картин брата.
В 17 лет он уже построил свои первый автомобиль. Точнее, это был квадрицикл, переделанный из легкого трицикла, который имел теперь четыре колеса. В 18°8 году, показав его на выставке в родном Милане, Этторе получил золотую медаль, и сегодня это маленькое и неказистое создание хранится в одном из известных автомобильных музеев Турина.
«Бугатти-13» с двухместным кузовом «торпедо» фирмы «Форлер» (1913 г.)
Этот уникальный родстер «Бугатти-13» (1912 г.) когда-то находился в России
А потом Этторе начал энергично постигать автомобильные премудрости. В 17 лет при поддержке графа Полинелли он строит новый четырехцилиндровый автомобиль и снова удостаивается медали на выставке в Милане. Этот успех совсем молодого и пока никому не известного, но бесспорно талантливого конструктора привлек к нему внимание автомобильных фирм. Французский «Де Дитрих» заключил с ним контракт на создание нового автомобиля. Он был готов в 1п02 году и получил название «Дитрих-Бугатти». Потом Этторе недолго работал на фирме «Тюрка-Мэри», а в 1904 году перебрался в Страсбург, что во Франции, и трудился там у Эмиля Матиса, где разработал легкие автомобили «Гермес». В 1906 году он расстается с Матисом и переезжает в Кельн, где работает на моторостроительной компании «Дойц» в качестве начальника конструкторского бюро. Там он строит 2 опытных шасси с четырехцилиндровыми моторами и карданным приводом на заднюю ось. Считается, что дальнейшая судьба автомобилей «Бугатти» тесно связана с 1908 годом, когда Этторе, побывав на гонках на Кубок малых автомобилей (вуатюреток), увидел там легкий «Изотта-Фраскини», вдохновивший его на дальнейшие «подвиги». Говорят, Бугатти так и не разобрался досконально в конструкции «Изотты», но сходство этой вуатюретки с новым творением Э.Бугатти поразительно.
Что бы ни лежало в основе новой машины, но в 1909 году появляется первый легкий автомобильчик «Бугатти- 10». За его рулем сам Этторе впервые одерживает победу в гонке во Франкфурте-на-Майне. В конце того же года он перебирается в городок Мольсхейм, что в Эльзасе, недалеко от Страсбурга. Там Бугатти покупает старое здание красильни и основывает в нем свою собственную фирму «Автомобили Э. Бугатти». Здесь в 1910 году он начинает выпускать свой знаменитый «Бугатти-13», легкий открытый двухместный автомобиль, которому было суждено стать родоначальником большой серии удивительных и неповторимых машин этой марки. Несмотря на то, что Этторе был очень суеверен, его ничуть не смутила «несчастливая» цифра 13, с которой приходилось начинать свою самостоятельную работу.
На «Бугатти-13» стоял миниатюрный, просто игрушечный, четырехцилиндровый рядный моторчик с чугунным блоком, сделанным заодно с клапанной головкой. Он имел объем 1327 кубиков и развивал мощность 15 л.с. Клапаны здесь стояли вертикально и приводи- 1ись верхним распределительным валом, что было довольно редким и смелым решением. Впрочем, еще на «тринадцатой» ощущалась рука талантливого конструктора и наметились принципы, развитые им в более поздних и наиболее известных моделях. Среди иных оригинальностей надо отметить многодисковое сцепление, работающее в масляном картере, что на долгие годы стало традицией «Бугатти». Коробка передач располагалась отдельно от двигателя и насчитывала 3 передачи, включавшиеся перемещением зубчатых муфт без синхронизаторов. От нее крутящий момент передавался на задний мост карданом.
Прообраз 13-го - легенький «Бугатти-10», который Этторе построил своими руками в 1909 г.
Гоночный «Бугатти-13 Курс» мощностью 30 л.с. (1921 г.) впервые оснащался 4-мя клапанами на каждый цилиндр
Передняя подвеска была выполнена в виде жесткой оси, опиравшейся на полуэллиптические рессоры, в задней использовались четверть эллиптические, причем спереди и сзади имелись фрикционные амортизаторы. Автомобиль оснащался двумя тормозами - ленточным на трансмиссию и ножным на барабаны задних колес. В первый год «Бугатти-13» сделали всего 5 штук, а в следующем - около тридцати.
Автомобиль оказался настолько удачным, что его выпускали 1о лет, что для первенца было рекордным достижением. Изготавливалось множество вариантов: легковые двух-, трех- и четырехместные, с открытыми и закрытыми кузовами, спортивные и гоночные машины. Послевоенные образцы имели четырехцилиндровые моторы объемом 1496 см3 с уникальным для того времени решением - 4 клапана на каждом цилиндре. В коробке установили четвертую передачу, базу удлинили. Именно на «тринадцатой» еще в 1913 году появился традиционный подковообразный радиатор), который, как считал Этторе, должен был приносить удачу ему и всем его творениям. В 20-е годы эти малютки в гоночных исполнениях одержали несколько побед в сложнейших соревнованиях в Ле Мане и в Брешии. Всего же их было сделано примерно 300 штук В России этих редких машин почти не было. Известно лишь, что одна из них когда-то находилась в Туле, но скоро опять оказалась во Франции.
«Бугатти-13» встала во главе не столь обширного, но удивительного семейства машин этой марки, международная слава к которой пришла в 20-30 годы. Сама же 13-я модель стала основой для последующих «Бугатти» моделей 16, 19 и 21, от которых родились известные машины 30-й серии. Победы последних в соревнованиях, проходивших на европейских трассах, принесли марке заслуженную славу и нескрываемую зависть многочисленных конкурентов. Еще один родственник «Бугатти- 13» - французский «Пежо Бебе».
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «БУГАТТИ-13» (1912 г.)
Число мест - 2. Двигатель четырехцилиндровый рядный четырехтактный водяного охлаждения. Объем - 1327 см3. Мощность - 15 л.с. при 2300 об/мин. Число передач - 3. База - 2120 мм. Длина - 2860 мм, ширина - 1340 мм. Колея. - 1150 мм. Масса - 450 кг. Максимальная скорость - 95 км/ч. Расход топлива - 10 л на 100 км.
Оставьте ваш комментарий