Блог

Французская фирма «Бугатти» и ее удивительная продукция оставили заметный след в истории мирово­го автостроения. Фирму часто называли самой неорди­нарной и экзотичной, самой патриархальной и про­грессивной.

Автомобили этой марки считались удиви­тельными и неповторимы­ми, самыми изящными, своеобразными и убого вычурными и безвкусны­ми. Тем не менее, все со­хранившиеся до сих пор машины этой марки из выпущенных 7500 единиц остаются одними из са­мых ценных, уникальных, ну и, конечно, наиболее знаменитых среди всех прочих. Они выделялись оригинальной внешно­стью и нетрадиционными решениями многих узлов и агрегатов, высочайшим качеством и тщательно­стью отделки, характер­ным подковообразным ра­диатором и хромирован­ной передней осью. На го­ночных и спортивных «Бу­гатти» было одержано 1850 побед в самых пре­стижных международных соревнованиях, и даже один трагический эпизод в истории «Бугатти» толь­ко усилил известность фирмы: именно на откры­том спортивном «Бугатти» погибла американская танцовщица Айседора Дункан, когда ее шарф за­путался в бешено вращав­шемся колесе. 

Своей славой эта ком­пания и ее автомобили обязаны таланту Этторе Арко Изидоро Бугатти (1881-1047), сыну итальянского художника-портрети­ста, скульптора и позолотчика. Все лучшие качества от­ца унаследовал Этторе, но применил свое художествен­ное чутье не в искусстве, а на поприще автомобильного конструирования, впервые подняв его на уровень насто­ящего искусства. Недаром его называли «зодчим автомо­биля» и «художником автомобильного ремесла». Еще в детстве Этторе увлекся техникой и не пожелал идти по пути младшего брата с очень значимым именем Ремб­рандт. Недаром потом он стал неплохим художником, а некоторыми считался более талантливым, чем Этторе. Впрочем, их одаренность вряд ли можно было сравни­вать. Сегодня же можно утверждать, что о Рембрандте Бугатти не было бы ничего известно, не будь на свете Этторе, который всеми силами его поддерживал и устра­ивал на свои деньги вы­ставки картин брата.

В 17 лет он уже постро­ил свои первый автомо­биль. Точнее, это был квадрицикл, переделанный из легкого трицикла, который имел теперь четыре колеса. В 18°8 году, показав его на выставке в родном Милане, Этторе получил золотую медаль, и сегодня это ма­ленькое и неказистое соз­дание хранится в одном из известных автомобильных музеев Турина. 

«Бугатти-13» с двухместным кузовом «торпедо» фирмы «Форлер» (1913 г.)

Этот уникальный родстер «Бугатти-13» (1912 г.) когда-то находился в России 

А потом Этторе начал энергично постигать авто­мобильные премудрости. В 17 лет при поддержке гра­фа Полинелли он строит новый четырехцилиндро­вый автомобиль и снова удостаивается медали на выставке в Милане. Этот успех совсем молодого и пока никому не известно­го, но бесспорно талантли­вого конструктора при­влек к нему внимание ав­томобильных фирм. Фран­цузский «Де Дитрих» за­ключил с ним контракт на создание нового автомо­биля. Он был готов в 1п02 году и получил название «Дитрих-Бугатти». Потом Этторе недолго работал на фирме «Тюрка-Мэри», а в 1904 году перебрался в Страсбург, что во Франции, и трудился там у Эмиля Матиса, где разработал легкие ав­томобили «Гермес». В 1906 году он расстается с Матисом и переезжает в Кельн, где работает на моторостроитель­ной компании «Дойц» в качестве начальника конструк­торского бюро. Там он строит 2 опытных шасси с четы­рехцилиндровыми моторами и карданным приводом на заднюю ось. Считается, что дальнейшая судьба автомо­билей «Бугатти» тесно связана с 1908 годом, когда Этто­ре, побывав на гонках на Кубок малых автомобилей (вуатюреток), увидел там легкий «Изотта-Фраскини», вдохновивший его на дальнейшие «подвиги». Говорят, Бугатти так и не разобрался досконально в конструкции «Изотты», но сходство этой вуатюретки с новым творе­нием Э.Бугатти поразительно. 

Что бы ни лежало в основе новой машины, но в 1909 году появляется первый легкий автомобильчик «Бугатти- 10». За его рулем сам Этторе впервые одерживает победу в гонке во Франкфурте-на-Майне. В конце того же го­да он перебирается в горо­док Мольсхейм, что в Эльзасе, недалеко от Страсбур­га. Там Бугатти покупает старое здание красильни и основывает в нем свою собственную фирму «Авто­мобили Э. Бугатти». Здесь в 1910 году он начинает вы­пускать свой знаменитый «Бугатти-13», легкий от­крытый двухместный авто­мобиль, которому было су­ждено стать родоначальни­ком большой серии удиви­тельных и неповторимых машин этой марки. Несмо­тря на то, что Этторе был очень суеверен, его ничуть не смутила «несчастливая» цифра 13, с которой при­ходилось начинать свою самостоятельную работу. 

На «Бугатти-13» стоял миниатюрный, просто иг­рушечный, четырехци­линдровый рядный мо­торчик с чугунным бло­ком, сделанным заодно с клапанной головкой. Он имел объем 1327 кубиков и развивал мощность 15 л.с. Клапаны здесь стояли вертикально и приводи- 1ись верхним распреде­лительным валом, что бы­ло довольно редким и смелым решением. Впрочем, еще на «тринадцатой» ощущалась рука талантливого конструктора и наметились принципы, развитые им в более поздних и наиболее известных моделях. Среди иных оригинальностей надо отметить многодисковое сцепление, работающее в масляном картере, что на долгие годы стало традицией «Бугатти». Коробка пере­дач располагалась отдельно от двигателя и насчитыва­ла 3 передачи, включавшиеся перемещением зубчатых муфт без синхронизаторов. От нее крутящий момент передавался на задний мост карданом. 

Прообраз 13-го - легенький «Бугатти-10», который Этторе построил своими руками в 1909 г. 

Гоночный «Бугатти-13 Курс» мощностью 30 л.с. (1921 г.) впервые оснащался 4-мя клапанами на каждый цилиндр 

Передняя подве­ска была выполнена в виде жесткой оси, опиравшейся на полуэллиптические рессоры, в задней использова­лись четверть эллиптические, причем спереди и сзади имелись фрикционные амортизаторы. Автомобиль ос­нащался двумя тормозами - ленточным на трансмис­сию и ножным на барабаны задних колес. В первый год «Бугатти-13» сделали всего 5 штук, а в следующем - около тридцати. 

Автомобиль оказался настолько удачным, что его выпускали 1о лет, что для первенца было рекорд­ным достижением. Изгота­вливалось множество ва­риантов: легковые двух-, трех- и четырехместные, с открытыми и закрытыми кузовами, спортивные и гоночные машины. После­военные образцы имели четырехцилиндровые мо­торы объемом 1496 см3 с уникальным для того вре­мени решением - 4 клапа­на на каждом цилиндре. В коробке установили чет­вертую передачу, базу уд­линили. Именно на «три­надцатой» еще в 1913 году появился традиционный подковообразный радиа­тор), который, как считал Этторе, должен был при­носить удачу ему и всем его творениям. В 20-е годы эти малютки в гоночных исполнениях одержали не­сколько побед в сложней­ших соревнованиях в Ле Мане и в Брешии. Всего же их было сделано пример­но 300 штук В России этих редких машин почти не было. Известно лишь, что одна из них когда-то нахо­дилась в Туле, но скоро опять оказалась во Франции. 

«Бугатти-13» встала во главе не столь обширного, но удивительного семейства машин этой марки, междуна­родная слава к которой пришла в 20-30 годы. Сама же 13-я модель стала основой для последующих «Бугатти» моделей 16, 19 и 21, от которых родились известные ма­шины 30-й серии. Победы последних в соревнованиях, проходивших на европейских трассах, принесли марке заслуженную славу и нескрываемую зависть многочис­ленных конкурентов. Еще один родственник «Бугатти- 13» - французский «Пежо Бебе».

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «БУГАТТИ-13» (1912 г.)

Число мест - 2. Двигатель четырехцилиндровый рядный четырехтактный водяного охлаждения. Объем - 1327 см3. Мощность - 15 л.с. при 2300 об/мин. Число передач - 3. База - 2120 мм. Длина - 2860 мм, ширина - 1340 мм. Колея. - 1150 мм. Масса - 450 кг. Максимальная скорость - 95 км/ч. Расход топлива - 10 л на 100 км.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: