«Воксхолл» - одна из немногих старых британских автомобильных фирм, доживших до сих пор.
Ее корни уходят в середину XIX века, когда молодой шотландец механик Александр Уилсон заложил в Лондоне небольшой завод по производству металлоизделий и назвал его по имени квартала, где он обосновался, - «Воксхолл». В начале XX века «Воксхолл Айрон Уоркс», выпускавший к тому времени оборудование для морских судов, решил проявить себя в выгодной и модной автомобильной области. В 1903 году появился первый легкий 6сильный автомобильчик с горизонтальным двигателем и низким клиновидным капотом, в котором легко угадывалось влияние популярного в те годы «Уолсли». В следующем году их было продано уже целых 76 штук, что вселило оптимизм в дальнейший успех нового дела. Затем одна за другой начали выходить все новые машины. В 1905 году компания перебралась из столицы в городок Лутон. Неизвестно, как бы сложилась ее судьба, если бы тогда на службу в «Воксхолл Моторе Лимитед» не взяли в будущем знаменитого автоконструктора Лоуренса Помероя (1883 - 1941).
Именно его «перу» принадлежат лучшие легковые автомобили марки «Воксхолл», открывшие этой фирме счастливый путь в водовороте автомобильного промысла начала века.
От этого простенького 3-цилиндрового автомобиля 1905 года ведет свою историю фирма «Воксхолл»
Специальный 4-местный «Воксхолл Принц Генри» (1911 г.) с 3-литровым мотором и клиновидным радиатором
Л. Померой был прирожденным двигателистом, а ведь именно хороший двигатель во многом определяет успех всего автомобиля. Он сконструировал четырехцилиндровый 40-сильный нижнеклапанный мотор, который в 1908 году помог автомобилям «Воксхолл» выиграть пробег на 2000 миль, а затем установить рекорд трека в Брукленде. В DW году появился очередной «Воксхолл» с новым творением Помероя объемом около 4 литров и мощностью 7 5 л.с. Первые же экземпляры новой машины решили выставить на испытательный пробег-ралли на приз германского принца Генриха. «Воксхолл» тогда вошел в число лидеров, и в память об этом выдающемся для фирмы событии новую серию назвали «Принц Генри». Автомобили «Воксхолл Принц Генри» выпускались только 4 года, но стали самыми знаменитыми машинами этой компании. Это были открытые четырехместные «торпедо» со специфическим, как у ранних «моррисов», слегка клиновидным «бычьим носом», но среди всех прочих автомобилей «Принц Генри» выделялся прежде всего отполированным до зеркального блеска капотом из алюминиевых панелей. Эта особенность на многие годы стала «визитной карточкой» большинства «воксхоллов» и символизировала их престижность. В 1913 году такая машина одержала еще одну победу в ралли Хилл-Климб в Англии. К этому времени Померой, сделав свое дело в авто- и моторостроении, удалился с «Воксхолла» сначала в институт автомобильных инженеров Британского королевства, а потом выехал в Америку. А на «Воксхолле» дела и без него складывались неплохо. Забросив работы по всем остальным машинам, там ухватились за «спасительную соломинку», которой оказался «Принц Генри». За первенцем, получившим обозначение А, последовала модель D с 4-литровым мотором и несколько вариантов гоночных машин, очень удачно выступивших в 1911 - 1914 годах. Их максимальная скорость превышала 160 км/ч.
В 1913 году была построена модель Е с тем же четырехцилиндровым мотором, объем которого увеличили с 3969 см3 (модель А) до 4525 см3. Это и был первый «Воксхолл Е-ЗО/98» - во многом идентичный «Принцу Генри», но уже не носивший это звучное имя. Одновременно он открыл не менее известную серию 30/98. Как расшифровать эти цифры и дроби в обозначениях старых машин? «Воксхолл», например, сообщал, что «тридцатка» - это «малая мощность» при 1000 (тысяче) оборотов коленчатого вала, а «98» - максимум мощности в режиме 3000 об/мин. Впрочем, на всех последующих моделях, конечно, менялись оба этих значения, тем не менее марка «Воксхолл-30/98» по традиции сохранялась, потому что завоевала успех на рынке и стала известной. Стоило лишь сменить ее, как спрос на автомобили мог упасть, и вновь добиться успеха было бы трудно. В 1914 году началось производство этой серии, но до начала войны успели сделать всего лишь 13 машин. Даже самые первые их варианты достигали заветной скорости 100 миль в час (160 км/ч), за что современные английские автомобильные историки отождествляют модель Е- 30/98 с известным английским спортивным автомобилем 60-х годов «Ягуар», тоже носившим марку Е. В 1919 году производство модели Е-30/98 возобновилось. Эта достаточно длинная и тяжелая машина, развивавшая приличную скорость, пришлась по вкусу богатым любителям быстрой езды с туманного Альбиона. В то время ее оценивали как прообраз элитарных спортивных машин «Бентли», появившихся чуть позднее.
Серийный двухместный «Воксхолл Принц Генри» (1913 г.) был простой и скоростной машиной
Элегантный «Воксхолл-30/98» (1923 г.) превысил заветный рубеж скорости 100 миль в час
В 1922 году была произведена коренная модернизация мотора. Боковые клапаны перекочевали наверх, и автомобили в таком исполнении получили марку ОЕ- 30/98. Одновременно объем двигателя снизили до 4,2 литров, но мощность, наоборот, возросла до 115, а вскоре и до 120 сил. Фактически это был уже совершенно новый мотор с легкой съемной головкой блока и новой системой привода клапанов. Зато шасси, решенное в стиле того времени, почти не изменилось с 1913 года. Некоторым исключением из правил было многодисковое сцепление. Другой особенностью была очень низкая стальная рама, причем под двигатель и коробку передач ставили еще и собственные подрамники. Обе жесткие оси крепились на обычных рессорах с фрикционными амортизаторами, барабанные тормоза сначала стояли только сзади, но в 1927 году к ним прибавились и передние, а их привод стал гидравлическим. Это одно из первых появлений гидропривода тормозов на серийном автомобиле.
До 1927 года автомобилей серии 30/98 сделали тоже немного - всего 586 штук, но это вовсе не помешало им стать самыми знаменитыми представителями марки «Воксхолл». Стали они также последними чисто британскими «воксхоллами».Дело в том, что в декабре 1925 года фирма стала филиалом американского концерна «Дженерал Моторе», и на том ее самостоятельность кончилась. Американцы быстро свернули выпуск престижных для англичан дорогих машин и начали выпускать выгодные, по их мнению, недорогие автомобили.
На том, в общем-то, и кончается история чистокровного английского «Воксхолла» Под неусыпным взором богатого за океанского хозяина ему удалось пережить самые трудные времена в британском автостроении. Но уже никогда потом у «Воксхолла» не было желанной свободы, которая дала миру самые знаменитые его творения - «Принца Генри» и «Воксхолл-30/98». Сегодня британская компания «Воксхолл» является всего лишь сборочным отделением концерна «Дженерал Моторе», а ее продукция ничем не отличается от машин фирмы «Опель». Даже имена у немецких и английских машин стали одинаковыми.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ВОКСХОЛЛ-ЗО/98» (1927 г.)
Число мест - 4. Двигатель четырехцилиндровый рядный верхнеклапанный водяного охлаждения. Объем — 4224 см3. Мощность -120 л.с. при 3500 об/мин. Число передач - 4. База - 2970 мм. Длина - 4140 мм. Колея - 1420 мм. Масса - 1524 кг. Максимальная скорость - 160 км/ч.
Оставьте ваш комментарий