Блог

«Воксхолл» - одна из немногих старых британских автомобильных фирм, доживших до сих пор.

Ее корни уходят в середину XIX века, когда молодой шотландец механик Александр Уилсон заложил в Лондоне неболь­шой завод по производству металлоизделий и назвал его по имени квартала, где он обосновался, - «Вокс­холл». В начале XX века «Воксхолл Айрон Уоркс», выпускавший к тому вре­мени оборудование для морских судов, решил проявить себя в выгодной и модной автомобильной области. В 1903 году поя­вился первый легкий 6­сильный автомобильчик с горизонтальным двигате­лем и низким клиновид­ным капотом, в котором легко угадывалось влияние популярного в те годы «Уолсли». В следующем го­ду их было продано уже целых 76 штук, что всели­ло оптимизм в дальней­ший успех нового дела. За­тем одна за другой начали выходить все новые маши­ны. В 1905 году компания перебралась из столицы в городок Лутон. Неизвест­но, как бы сложилась ее судьба, если бы тогда на службу в «Воксхолл Мо­торе Лимитед» не взяли в будущем знаменитого ав­токонструктора Лоуренса Помероя (1883 - 1941).

Именно его «перу» при­надлежат лучшие легковые автомобили марки «Вокс­холл», открывшие этой фирме счастливый путь в водовороте автомобильного промысла начала века. 

От этого простенького 3-цилиндрового автомобиля 1905 года ведет свою историю фирма «Воксхолл» 

Специальный 4-местный «Воксхолл Принц Генри» (1911 г.) с 3-литровым мотором и клиновидным радиатором 

Л. Померой был прирожденным двигателистом, а ведь именно хороший двигатель во многом определяет успех всего автомобиля. Он сконструировал четырех­цилиндровый 40-сильный нижнеклапанный мотор, ко­торый в 1908 году помог автомобилям «Воксхолл» вы­играть пробег на 2000 миль, а затем установить рекорд трека в Брукленде. В DW году появился очередной «Воксхолл» с новым творением Помероя объемом око­ло 4 литров и мощностью 7 5 л.с. Первые же экземпля­ры новой машины решили выставить на испытатель­ный пробег-ралли на приз германского принца Генри­ха. «Воксхолл» тогда вошел в число лидеров, и в память об этом выдающемся для фирмы событии новую серию назвали «Принц Генри». Автомобили «Воксхолл Принц Генри» выпуска­лись только 4 года, но ста­ли самыми знаменитыми машинами этой компа­нии. Это были открытые четырехместные «торпе­до» со специфическим, как у ранних «моррисов», слегка клиновидным «бычьим носом», но среди всех прочих автомобилей «Принц Генри» выделялся прежде всего отполиро­ванным до зеркального блеска капотом из алюми­ниевых панелей. Эта осо­бенность на многие годы стала «визитной карточ­кой» большинства «воксхоллов» и символизиро­вала их престижность. В 1913 году такая машина одержала еще одну победу в ралли Хилл-Климб в Ан­глии. К этому времени По­мерой, сделав свое дело в авто- и моторостроении, удалился с «Воксхолла» сначала в институт авто­мобильных инженеров Британского королевства, а потом выехал в Америку. А на «Воксхолле» дела и без него складывались не­плохо. Забросив работы по всем остальным маши­нам, там ухватились за «спасительную соломинку», которой оказался «Принц Генри». За первенцем, получившим обозначение А, пос­ледовала модель D с 4-литровым мотором и несколько вариантов гоночных машин, очень удачно выступив­ших в 1911 - 1914 годах. Их максимальная скорость превышала 160 км/ч. 

В 1913 году была построена модель Е с тем же четы­рехцилиндровым мотором, объем которого увеличили с 3969 см3 (модель А) до 4525 см3. Это и был первый «Воксхолл Е-ЗО/98» - во многом идентичный «Принцу Генри», но уже не носивший это звучное имя. Одновре­менно он открыл не менее известную серию 30/98. Как расшифровать эти цифры и дроби в обозначениях ста­рых машин? «Воксхолл», например, сообщал, что «трид­цатка» - это «малая мощность» при 1000 (тысяче) обо­ротов коленчатого вала, а «98» - максимум мощно­сти в режиме 3000 об/мин. Впрочем, на всех последующих моделях, ко­нечно, менялись оба этих значения, тем не менее марка «Воксхолл-30/98» по традиции сохранялась, потому что завоевала ус­пех на рынке и стала из­вестной. Стоило лишь сменить ее, как спрос на автомобили мог упасть, и вновь добиться успеха бы­ло бы трудно. В 1914 году началось производство этой серии, но до начала войны успели сделать все­го лишь 13 машин. Даже самые первые их вариан­ты достигали заветной скорости 100 миль в час (160 км/ч), за что совре­менные английские авто­мобильные историки ото­ждествляют модель Е- 30/98 с известным анг­лийским спортивным автомобилем 60-х годов «Ягуар», тоже носившим марку Е. В 1919 году производ­ство модели Е-30/98 во­зобновилось. Эта доста­точно длинная и тяжелая машина, развивавшая приличную скорость, пришлась по вкусу бога­тым любителям быстрой езды с туманного Альбиона. В то время ее оценивали как прообраз элитарных спортивных машин «Бентли», появившихся чуть позднее. 

Серийный двухместный «Воксхолл Принц Генри» (1913 г.) был простой и скоростной машиной

Элегантный «Воксхолл-30/98» (1923 г.) превысил заветный рубеж скорости 100 миль в час 

В 1922 году была произведена коренная модерниза­ция мотора. Боковые клапаны перекочевали наверх, и автомобили в таком исполнении получили марку ОЕ- 30/98. Одновременно объем двигателя снизили до 4,2 литров, но мощность, наоборот, возросла до 115, а вскоре и до 120 сил. Фактически это был уже совер­шенно новый мотор с легкой съемной головкой блока и новой системой привода клапанов. Зато шасси, ре­шенное в стиле того времени, почти не изменилось с 1913 года. Некоторым исключением из правил было многодисковое сцепление. Другой особенностью была очень низкая стальная рама, причем под двигатель и коробку передач ставили еще и собственные подрам­ники. Обе жесткие оси крепились на обычных рессорах с фрикционны­ми амортизаторами, бара­банные тормоза сначала стояли только сзади, но в 1927 году к ним прибави­лись и передние, а их при­вод стал гидравлическим. Это одно из первых появ­лений гидропривода тор­мозов на серийном авто­мобиле. 

До 1927 года автомобилей серии 30/98 сделали тоже немного - всего 586 штук, но это вовсе не помешало им стать самыми знаме­нитыми представителями марки «Воксхолл». Стали они также последними чисто британскими «воксхоллами».Дело в том, что в декабре 1925 года фирма стала филиалом американского концерна «Дженерал Моторе», и на том ее самостоятельность кончилась. Американцы быстро свернули выпуск престижных для англичан дорогих машин и начали выпускать выгодные, по их мнению, недорогие ав­томобили.

На том, в общем-то, и кончается история чисто­кровного английского «Воксхолла» Под неусып­ным взором богатого за­ океанского хозяина ему удалось пережить самые труд­ные времена в британском автостроении. Но уже нико­гда потом у «Воксхолла» не было желанной свободы, которая дала миру самые знаменитые его творения - «Принца Генри» и «Воксхолл-30/98». Сегодня британская компания «Воксхолл» является всего лишь сборочным отделением концерна «Дженерал Моторе», а ее продукция ничем не отличается от машин фирмы «Опель». Даже имена у немецких и анг­лийских машин стали одинаковыми. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ВОКСХОЛЛ-ЗО/98» (1927 г.)

Число мест - 4. Двигатель четырехцилиндровый рядный верхнеклапанный водяного охлаждения. Объем — 4224 см3. Мощность -120 л.с. при 3500 об/мин. Число передач - 4. База - 2970 мм. Длина - 4140 мм. Колея - 1420 мм. Масса - 1524 кг. Максимальная скорость - 160 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: