Блог

Какая разная у автомобилей бывает судьба! Некото­рые из них прославились своим совершенством и заслу­жили право быть внесенными в ранг знаменитостей. Другие попали туда совершенно случайно, а их «звезд­ный час» укладывается в считанные секунды, но именно им суждено прославить такой автомобиль. Чаще ему приносили славу люди;, сделавшие его. Но бывало и так, что некоторые маши­ны становились известны­ми только благодаря тому, кто ездил на них. Особен­но, если это были особы с международной известно­стью. Тем более, если авто­мобили являлись свидете­лями гибели своих хозяев.

Вот пример такой истории.

Это началось солнеч­ным утром 2/ июня 1914 года в городе Сараево, сто­лице Боснии и Герцегови­ны, присоединенных к мо­гущественной тогда Авст­ро-Венгерской империи.

Там существовало немало патриотических молодеж­ных подпольных организа­ций, боровшихся за неза­висимость своей родины.

Одной из них была «Моло­дая Босния». Когда в Сарае­во с инспекцией прибыл эрцгерцог Австро-Венгрии Франц Фердинанд Габсбург с женой Софьей Гогенберг, они решили организовать на него покушение, чтобы активизировать нацио­нально-освободительное движение. О готовящемся покушении стало известно, и полиция надежно пере­крыла все подступы к трас­се, по которой должна бы­ла проехать важная персо­на. Стражи порядка ошиблись, посчитав, что покушение произойдет на набережной, а молодые патриоты выбра­ли узенькую тихую улочку, где полицейских постов было меньше. На ней собралось сразу семь участников терро­ристического акта, и один из них наобум бросил бомбу в сторону кортежа машин эрцгерцога. Была чуть повре­ждена только одна из машин колонны, и она спокойно двинулась дальше до городской ратуши, где состоялся прием. После него решили, что покушавшиеся уже сдела­ли все, что хотели. Тем не менее, колонна теперь отпра­вилась иным путем. Но на их пути стояли сараевские тер­рористы. один из них, Таврило Принцип, смог вплотную приблизиться к машине Франца Фердинанда и несколь­ко раз выстрелить в пасса­жиров. Эрцгерцог и его же­на были убиты на месте. 

Исторический момент: эрцгерцог Австро-Венгрии Франц Фердинанд садится в «Грэф унд Штифт@ (Сараево, 28 июня 1914 года)

@Грэф унд Шпифт-28/32 [email protected] 1910 года прославился лишь тем, что в нем был убит эрцгерцог Фердинанд. 

Что же стало потом? Об этом всем известно еще со школьной скамьи: нача­лась первая мировая вой­на; в ней участвовали 33 страны и 70 миллионов солдат. В результате бое­вых действий погибло и ранено 30 миллионов, убытки исчислялись 20/ миллиардами долларов. Началом всему было зна­менитое Сараевское убийство, ставшее поводом для жестокой и продолжитель­ной бойни. Было это и первое в истории убийство крупного политического деятеля прямо в автомоби­ле. Судьбе было суждено сделать так, чтобы эрцгер­цог в тот злополучный день сел в фаэтон австрий­ской фирмы «Грэф унд Штифт», который сам об­рел печальную славу.

Впрочем, ничего слу­чайного в этом выборе все-таки не было. Венская фирма «Винер Аутомобильфабрик АГ Грэф унд Штифт» образовавшаяся в 1907 году, с первых же лет была известна своими прочными и комфорта­бельными автомобилями. В то время фирма могла предложить целую гамму дорогих и роскошных лег­ковых машин с четырехцилиндровыми двигателями объемом от 4,2 до 10 литров мощностью от 1/ до 6 5 л.с. Они делались по классической схеме с приводом на задние колеса и оснащались чаще всего высокими за­крытыми кузовами, отделанными внутри с особой рос­кошью. Здесь были мягкие диваны из натуральной ко­жи, отделка из ценных пород дерева, посеребренные и даже позолоченные ручки, модные шторы, электрическое освещение, шкафчик с напитками на льду. Это обстоятельство позволило им стать популярными среди австро-венгерской знати, национальную гор­дость которой тешило то, что они пользуются толь­ко отечественными маши­нами, а не импортными «мерседесами» или «рено»

Авторитет фирмы неиз­менно возрастал с каждым сообщением в прессе, что тот или иной автомобиль «Грэф унд Штифт» купил кто-либо из высокопоста­вленных персон страны. Не чурались собственной продукции коронованные особы и их приближен­ные. На «графах» ездили австрийский принц Георг Вильгельм и даже сам кай­зер Франц Йозеф I. У него бы 32-сильный автомо­биль образца 1908 года.

Принц Геор1 позволил се­бе иметь еще более рос­кошный «Граф унд Штифт-40/45Р5» модели 1910 года с кузовом «доппель-фаэтон». Интересно, что один из лимузинов этой фирмы, состоявших на службе при дворе кай­зера, имел полностью алюминиевый кузов. Так уже в начале века «Грэф унд Штифты» стали име­новаться автомобилями королей или австрийски­ми «роллс-ройсами».

Шумную славу имел «Граф унд Штифт- 28/32PS» с кузовом «фаэ­тон» и регистрационным номером А III-118. Его 15 декабря 1910 года купил себе граф Франц Мария Альфред Харра. Будучи в приятельских отношени­ях с наследником трона Францем Фердинандом, он предложил ему поехать в Боснию и Герцеговину на этом автомобиле. Результат хорошо известен.

Франц Фердинанд со своей свитой на автомобиле «Грэф унд Штифт@ в Сараево 

Кайзер Франц Йозеф I садится в свой «Грэф унд Штифт-18/32PS» образца 1908 года 

Роскошный «Грэф» модели 40/45PS образца 1910 года принадлежал австрийскому принцу Георгу Вильгельму 

Что же это был за автомобиль? «Граф унд Штифт- 28/32PS» имел традиционную для своего времени конст­рукцию. На нем стоял че­тырехцилиндровый двига­тель объемом 6-литров с верхними клапанами мощ­ностью 32 силы. Каждые два цилиндра у него объе­динялись в отдельные бло­ки. Сцепление многодиско­вое «мокрое» (в масляном картере), коробка четырех­ступенчатая. Пожалуй, наи­более нетрадиционной деталью были две тормозные педали. Одна служила для легкого притормаживания, другая - для резкого экс­тренного воздействия на задние барабанные тормо­за. Помимо простых от­крытых кузовов эти моде­ли оснащались роскошны­ми закрытыми, делавшими­ся специализированными фирмами по заказам богатых клиентов.

Вряд ли этот автомо­биль оставил бы такой за­метный след в истории, ес­ли бы не трагическое со­бытие 28 июня. Но еще и после этого на нем в тече­ние 12 лет ездило 15 вла­дельцев. Совершенно уди­вительно, но 13 из них по­гибли, хотя и не так траги­чески, как Франц Ферди­нанд. «Несчастливый» ав­томобиль решили «изъять из обращения» и, несмот­ря на то, что он постоянно нес людям смерть, его бе­режно сохранили для по­томков, как свидетеля важ­ных событий в истории планеты и технического уровня молодой австрий­ской автомобильной про­мышленности.

Сегодня тот самый «Грэф» можно увидеть в Венском военно-истори­ческом музее в зале, нося­щим короткое название «Сараево». А самой фирме «Грэф унд Штифт» было суждено еще добрых двадцать лет бла­гополучно просуществовать, в течение которых созда­ние буквально каждого ее автомобиля становилось зна­менательным событием в жизни Австрии. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ГРЭФ УНД ШТИФТ-28/32Р8» (1910 г.)

Число мест - 5. Двигатель четырехцилиндровый рядный водяного охлаждения. Объем - 5880 см3. Мощность - 32 л. с. при 1400 об/мин. Число передач - 4. Масса -1600 кг. Максимальная скорость - 85 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: