Какая разная у автомобилей бывает судьба! Некоторые из них прославились своим совершенством и заслужили право быть внесенными в ранг знаменитостей. Другие попали туда совершенно случайно, а их «звездный час» укладывается в считанные секунды, но именно им суждено прославить такой автомобиль. Чаще ему приносили славу люди;, сделавшие его. Но бывало и так, что некоторые машины становились известными только благодаря тому, кто ездил на них. Особенно, если это были особы с международной известностью. Тем более, если автомобили являлись свидетелями гибели своих хозяев.
Вот пример такой истории.
Это началось солнечным утром 2/ июня 1914 года в городе Сараево, столице Боснии и Герцеговины, присоединенных к могущественной тогда Австро-Венгерской империи.
Там существовало немало патриотических молодежных подпольных организаций, боровшихся за независимость своей родины.
Одной из них была «Молодая Босния». Когда в Сараево с инспекцией прибыл эрцгерцог Австро-Венгрии Франц Фердинанд Габсбург с женой Софьей Гогенберг, они решили организовать на него покушение, чтобы активизировать национально-освободительное движение. О готовящемся покушении стало известно, и полиция надежно перекрыла все подступы к трассе, по которой должна была проехать важная персона. Стражи порядка ошиблись, посчитав, что покушение произойдет на набережной, а молодые патриоты выбрали узенькую тихую улочку, где полицейских постов было меньше. На ней собралось сразу семь участников террористического акта, и один из них наобум бросил бомбу в сторону кортежа машин эрцгерцога. Была чуть повреждена только одна из машин колонны, и она спокойно двинулась дальше до городской ратуши, где состоялся прием. После него решили, что покушавшиеся уже сделали все, что хотели. Тем не менее, колонна теперь отправилась иным путем. Но на их пути стояли сараевские террористы. один из них, Таврило Принцип, смог вплотную приблизиться к машине Франца Фердинанда и несколько раз выстрелить в пассажиров. Эрцгерцог и его жена были убиты на месте.
Исторический момент: эрцгерцог Австро-Венгрии Франц Фердинанд садится в «Грэф унд Штифт@ (Сараево, 28 июня 1914 года)
@Грэф унд Шпифт-28/32 PS@ 1910 года прославился лишь тем, что в нем был убит эрцгерцог Фердинанд.
Что же стало потом? Об этом всем известно еще со школьной скамьи: началась первая мировая война; в ней участвовали 33 страны и 70 миллионов солдат. В результате боевых действий погибло и ранено 30 миллионов, убытки исчислялись 20/ миллиардами долларов. Началом всему было знаменитое Сараевское убийство, ставшее поводом для жестокой и продолжительной бойни. Было это и первое в истории убийство крупного политического деятеля прямо в автомобиле. Судьбе было суждено сделать так, чтобы эрцгерцог в тот злополучный день сел в фаэтон австрийской фирмы «Грэф унд Штифт», который сам обрел печальную славу.
Впрочем, ничего случайного в этом выборе все-таки не было. Венская фирма «Винер Аутомобильфабрик АГ Грэф унд Штифт» образовавшаяся в 1907 году, с первых же лет была известна своими прочными и комфортабельными автомобилями. В то время фирма могла предложить целую гамму дорогих и роскошных легковых машин с четырехцилиндровыми двигателями объемом от 4,2 до 10 литров мощностью от 1/ до 6 5 л.с. Они делались по классической схеме с приводом на задние колеса и оснащались чаще всего высокими закрытыми кузовами, отделанными внутри с особой роскошью. Здесь были мягкие диваны из натуральной кожи, отделка из ценных пород дерева, посеребренные и даже позолоченные ручки, модные шторы, электрическое освещение, шкафчик с напитками на льду. Это обстоятельство позволило им стать популярными среди австро-венгерской знати, национальную гордость которой тешило то, что они пользуются только отечественными машинами, а не импортными «мерседесами» или «рено»
Авторитет фирмы неизменно возрастал с каждым сообщением в прессе, что тот или иной автомобиль «Грэф унд Штифт» купил кто-либо из высокопоставленных персон страны. Не чурались собственной продукции коронованные особы и их приближенные. На «графах» ездили австрийский принц Георг Вильгельм и даже сам кайзер Франц Йозеф I. У него бы 32-сильный автомобиль образца 1908 года.
Принц Геор1 позволил себе иметь еще более роскошный «Граф унд Штифт-40/45Р5» модели 1910 года с кузовом «доппель-фаэтон». Интересно, что один из лимузинов этой фирмы, состоявших на службе при дворе кайзера, имел полностью алюминиевый кузов. Так уже в начале века «Грэф унд Штифты» стали именоваться автомобилями королей или австрийскими «роллс-ройсами».
Шумную славу имел «Граф унд Штифт- 28/32PS» с кузовом «фаэтон» и регистрационным номером А III-118. Его 15 декабря 1910 года купил себе граф Франц Мария Альфред Харра. Будучи в приятельских отношениях с наследником трона Францем Фердинандом, он предложил ему поехать в Боснию и Герцеговину на этом автомобиле. Результат хорошо известен.
Франц Фердинанд со своей свитой на автомобиле «Грэф унд Штифт@ в Сараево
Кайзер Франц Йозеф I садится в свой «Грэф унд Штифт-18/32PS» образца 1908 года
Роскошный «Грэф» модели 40/45PS образца 1910 года принадлежал австрийскому принцу Георгу Вильгельму
Что же это был за автомобиль? «Граф унд Штифт- 28/32PS» имел традиционную для своего времени конструкцию. На нем стоял четырехцилиндровый двигатель объемом 6-литров с верхними клапанами мощностью 32 силы. Каждые два цилиндра у него объединялись в отдельные блоки. Сцепление многодисковое «мокрое» (в масляном картере), коробка четырехступенчатая. Пожалуй, наиболее нетрадиционной деталью были две тормозные педали. Одна служила для легкого притормаживания, другая - для резкого экстренного воздействия на задние барабанные тормоза. Помимо простых открытых кузовов эти модели оснащались роскошными закрытыми, делавшимися специализированными фирмами по заказам богатых клиентов.
Вряд ли этот автомобиль оставил бы такой заметный след в истории, если бы не трагическое событие 28 июня. Но еще и после этого на нем в течение 12 лет ездило 15 владельцев. Совершенно удивительно, но 13 из них погибли, хотя и не так трагически, как Франц Фердинанд. «Несчастливый» автомобиль решили «изъять из обращения» и, несмотря на то, что он постоянно нес людям смерть, его бережно сохранили для потомков, как свидетеля важных событий в истории планеты и технического уровня молодой австрийской автомобильной промышленности.
Сегодня тот самый «Грэф» можно увидеть в Венском военно-историческом музее в зале, носящим короткое название «Сараево». А самой фирме «Грэф унд Штифт» было суждено еще добрых двадцать лет благополучно просуществовать, в течение которых создание буквально каждого ее автомобиля становилось знаменательным событием в жизни Австрии.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ГРЭФ УНД ШТИФТ-28/32Р8» (1910 г.)
Число мест - 5. Двигатель четырехцилиндровый рядный водяного охлаждения. Объем - 5880 см3. Мощность - 32 л. с. при 1400 об/мин. Число передач - 4. Масса -1600 кг. Максимальная скорость - 85 км/ч.
Оставьте ваш комментарий