Блог

Последний российский император Николай II был человеком прогрессивным и любил всякие техниче­ские новинки, которые только входили в моду. Среди них были и автомобили.

Историк свидетельствует: «Из­любленный его досуг - катанье на автомобиле, яхте, моторной лодке, распиловка и колка деревьев и вооб­ще физическая работа на открытом воздухе... Проживая в Крыму, много ездил на автомобиле в горы» (М. К.Касвинов, «Двадцать три ступеньки вниз»). 

Главными выездными автомобилями Николая II в гаражах в Царском Селе под Петербургом и в Лива­дии были несколько французских семимест­ных машин высшего клас­са «Делонэ-Бельвилль» об­разца 1912 года мощно­стью 70 л.с. с разными зимним и летним кузова­ми. Они были сделаны по специальному заказу для русского царя и имели, на первый взгляд, самое обычное техническое обозначение SMT. Однако его расшифровка удиви­тельна и уникальна. Имен­но она указывает на их принадлежность россий­скому монарху. Это пер­вые буквы французских слов «Его Величество Царь». В столице Николай пользовался машиной с закрытым кузовом лиму­зин, в теплое время и в Крыму ему служил анало­гичный автомобиль с от­крытым кузовом с тентом над пассажирским салоном. В лимузине отделение для водителя и сопровождающе­го офицера было без дверей, но с легкой крышей-наве­сом. В летнем варианте они помещались «на семи вет­рах», как и было принято в те годы. Перед пассажир­ским салоном в открытой машине имелось лобовое стекло, заключенное в прочную раму, которую сегодня можно было бы назвать дугой безопасности. Оба вари­анта автомобилей имели по три фары — две штатные, а третья на лимузине стояла на передней кромке крыши, а на открытой машине — по центру сверху радиатора. 

Один из самых величественных и роскошных автомобилей начала XX века «Делонэ-Бельвилиь--70СУ» (1912 г.) 

Николай II в своем «Делонэ-Бельвилле» около Ливадийского дворца в Крыму (1913 г.) 

Отличительной чертой всех автомобилей «Делонэ- Бельвилль» был круглый радиатор и цилиндрический капот. На царских вариантах стоял шестицилиндровый мотор гигантского даже по тому времени объема 1184о см . Он отличался очень жестким семиопорным колен­чатым валом, был прекрасно уравновешенным, и очень тихим при работе. Эти качества принесли марке «Дело­нэ-Бельвилль» заслуженную славу. К этому стоит приба­вить еще и опередившие время конструктивные решения, применявшиеся на самых дорогих и мощных моделях. Например, впер­вые в мире эти автомоби­ли начали оснащаться смазкой под давлением при помощи поршневого насоса. Шестицилиндро­вые моторы имели при­личную длину и вытесня­ли радиатор за переднюю ось, что тоже считалось редким явлением. Размеры мотора определяли вну­шительную длину капота, а тот в свою очередь - со­лидную почти шестимет­ровую длину всего автомобиля. Некоторые двига­тели, в том числе и на цар­ских машинах, имели за­пуск сжатым воздухом, так как об электрических стартерах тогда еще и не мечтали. Сжатый воздух хранился в баллоне, куда его нагнетали компрессо­ром. Для запуска он пода­вался в двигатель и застав­лял вращаться коленчатый вал. Система была даже по тем временам редкая, сложная и очень дорогая, зато позволяла в любых условиях быстро запустить мотор. Интересно еще и то, что при помощи сжатого воздуха автомобиль мог са­мостоятельно проехать до сотни метров без запуска двигателя. В конструкции шасси новаторских решений не было. Здесь все было по «роллс-ройсовски» простым и надежным: обычная механическая коробка, зависи­мая рессорная подвеска, цепной привод на задние ко­леса, барабанные тормоза. 

Все автомобили этой марки отличались необычной изысканностью, особенно царские экипажи. У них мно­гие внешние элементы отделки от обрамления радиатора и надписей до корпусов фар и колесных колпаков де­лались под золото, на дверях красовались царские гербы. Это были самые мощные и лучшие модели этой фирмы, сделанные с особой тщательностью по специ­альному монаршему заказу. В 1916 году фирма получила новый заказ на автомобиль для русского царя, но его уже доставить в Россию не успели. Это единственный автомобиль Николая II, на

котором ему так и не дове­лось поездить, но который все-таки сохранился в одном из французских музе­ев. Не в пример францу­зам, сберегшим автомо­биль чужого монарха, ни один из царских автомо­билей у нас не сохранился. 

Эти уникальные авто­мобили строила фирма «Делонэ-Бельвиллль» из парижского пригорода Сэн-Дени. Сначала она де­лала локомотивы и паро­вые котлы, а с 1904 года взялась за автомобили. 

Они отличались паровоз­ной массивностью, проч­ностью и обстоятельно­стью, легендарной долго­вечностью: некоторые эк­земпляры проходили до 300 тысяч километров без ремонта. Все они имели удивительно плавный ход, солидную представитель­ную внешность и, можно сказать, царственную осанку. Их создателем был Мариус Барбару, получив­ший «автомобильное об­разование» еще у Бенца. В гамму «Делонэ-Бельвилля» входили многочисленные варианты машин мощно­стью от 15 до 70 сил с че­тырех- и шестицилиндро­выми двигателями с неизменно круглым радиато­ром и покатыми бокови­нами капота, напоминав­шими переднюю часть па­ровоза. Каждый из цилинд­ров отливался отдельно, большинство моделей имело главную цепную передачу и рессорную подвеску, причем особо роскошные образцы получали еще одну дополнительную поперечную рессору сзади. Надо отме­тить, что фирма «Делонэ-Бельвилль» прославилась так­ же выпуском самых маленьких в мире шестицилиндро­вых моторов мощностью всего лишь в 10-12 сил. 

Открытый «Делонэ-Бельвилль» царя Николая II во время военных маневров (1914 г.) 

Прогулочный 2-местный «Делонэ-Бельвилль» с кузовом «Лябурдетт» (1912 г.) с задним сцеплением для лакея 

«Делонэ-Бельвилль» Н-6В (1910 г.) мощностью 60 л.с, на базе которого сделали царский вариант 

Все эти особенности значительно повышали стои­мость машин, зато они отличались бесшумностью, вы­соким комфортом и качеством. Это как раз и определи­ло предрасположенность к ним царствующих особ, а заодно повышало авто­ритет компании. Общее же производство было не­значительным. Только ма­шин с шестицилиндровы­ми моторами, основных в гамме «Делонэ-Бельвилля», было сделано до 1916 года всего 3800 штук. 

До первой мировой войны «Делонэ-Бельвилли» имел огромный престиж в мире, чему способствова­ли поставки для россий­ского двора и для других важных персон, в том чис­ле и для президента Фран­ции Раймона Пуанкарз. «Делонэ-Бельвилли» тогда называли царскими авто­мобилями или француз­скими «роллс-ройсами», и некоторые образцы цени­лись выше известной анг­лийской маркиДо сих пор эти автомобили остаются раритетами и наиболее ценными экспонатами за­рубежных музеев.

Как часто бывало, одно­бокое ориентирование на чрезвычайно изысканные машины в итоге не приве­ло к добру. Так же стало и с «Делонэ-Бельвиллем». Кое-как протянув еще пару де­сятков лет и полностью по­теряв престиж и собствен­ное лицо, фирма распалась сразу после второй миро­вой войны. Но у нас она ос­тается в памяти как глав­ный поставщик автомоби­лей для двора Его импера­торского Величества.

Автомобили «Делонэ-Бельвилль» - редчайшие экс­понаты зарубежных музеев, но ни один из них не мо­жет соперничать с самым роскошным образцом, нахо­дившимся в царском гараже. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ДЕЛОНЭ-БЕЛЬВИЛЛЬ-70 CV» (1912 г.)

Число мест - 7. Двигатель шестицилиндровый рядный водяного охлаждения с пневматическим запуском. Объем - 11846 см3. Мощность - 70 л.с. Число передач - 4. База - 4100 мм. Длина - 5350 мм. Масса - около 4тонн. Максимальная скорость - 60 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: