Последний российский император Николай II был человеком прогрессивным и любил всякие технические новинки, которые только входили в моду. Среди них были и автомобили.
Историк свидетельствует: «Излюбленный его досуг - катанье на автомобиле, яхте, моторной лодке, распиловка и колка деревьев и вообще физическая работа на открытом воздухе... Проживая в Крыму, много ездил на автомобиле в горы» (М. К.Касвинов, «Двадцать три ступеньки вниз»).
Главными выездными автомобилями Николая II в гаражах в Царском Селе под Петербургом и в Ливадии были несколько французских семиместных машин высшего класса «Делонэ-Бельвилль» образца 1912 года мощностью 70 л.с. с разными зимним и летним кузовами. Они были сделаны по специальному заказу для русского царя и имели, на первый взгляд, самое обычное техническое обозначение SMT. Однако его расшифровка удивительна и уникальна. Именно она указывает на их принадлежность российскому монарху. Это первые буквы французских слов «Его Величество Царь». В столице Николай пользовался машиной с закрытым кузовом лимузин, в теплое время и в Крыму ему служил аналогичный автомобиль с открытым кузовом с тентом над пассажирским салоном. В лимузине отделение для водителя и сопровождающего офицера было без дверей, но с легкой крышей-навесом. В летнем варианте они помещались «на семи ветрах», как и было принято в те годы. Перед пассажирским салоном в открытой машине имелось лобовое стекло, заключенное в прочную раму, которую сегодня можно было бы назвать дугой безопасности. Оба варианта автомобилей имели по три фары — две штатные, а третья на лимузине стояла на передней кромке крыши, а на открытой машине — по центру сверху радиатора.
Один из самых величественных и роскошных автомобилей начала XX века «Делонэ-Бельвилиь--70СУ» (1912 г.)
Николай II в своем «Делонэ-Бельвилле» около Ливадийского дворца в Крыму (1913 г.)
Отличительной чертой всех автомобилей «Делонэ- Бельвилль» был круглый радиатор и цилиндрический капот. На царских вариантах стоял шестицилиндровый мотор гигантского даже по тому времени объема 1184о см . Он отличался очень жестким семиопорным коленчатым валом, был прекрасно уравновешенным, и очень тихим при работе. Эти качества принесли марке «Делонэ-Бельвилль» заслуженную славу. К этому стоит прибавить еще и опередившие время конструктивные решения, применявшиеся на самых дорогих и мощных моделях. Например, впервые в мире эти автомобили начали оснащаться смазкой под давлением при помощи поршневого насоса. Шестицилиндровые моторы имели приличную длину и вытесняли радиатор за переднюю ось, что тоже считалось редким явлением. Размеры мотора определяли внушительную длину капота, а тот в свою очередь - солидную почти шестиметровую длину всего автомобиля. Некоторые двигатели, в том числе и на царских машинах, имели запуск сжатым воздухом, так как об электрических стартерах тогда еще и не мечтали. Сжатый воздух хранился в баллоне, куда его нагнетали компрессором. Для запуска он подавался в двигатель и заставлял вращаться коленчатый вал. Система была даже по тем временам редкая, сложная и очень дорогая, зато позволяла в любых условиях быстро запустить мотор. Интересно еще и то, что при помощи сжатого воздуха автомобиль мог самостоятельно проехать до сотни метров без запуска двигателя. В конструкции шасси новаторских решений не было. Здесь все было по «роллс-ройсовски» простым и надежным: обычная механическая коробка, зависимая рессорная подвеска, цепной привод на задние колеса, барабанные тормоза.
Все автомобили этой марки отличались необычной изысканностью, особенно царские экипажи. У них многие внешние элементы отделки от обрамления радиатора и надписей до корпусов фар и колесных колпаков делались под золото, на дверях красовались царские гербы. Это были самые мощные и лучшие модели этой фирмы, сделанные с особой тщательностью по специальному монаршему заказу. В 1916 году фирма получила новый заказ на автомобиль для русского царя, но его уже доставить в Россию не успели. Это единственный автомобиль Николая II, на
котором ему так и не довелось поездить, но который все-таки сохранился в одном из французских музеев. Не в пример французам, сберегшим автомобиль чужого монарха, ни один из царских автомобилей у нас не сохранился.
Эти уникальные автомобили строила фирма «Делонэ-Бельвиллль» из парижского пригорода Сэн-Дени. Сначала она делала локомотивы и паровые котлы, а с 1904 года взялась за автомобили.
Они отличались паровозной массивностью, прочностью и обстоятельностью, легендарной долговечностью: некоторые экземпляры проходили до 300 тысяч километров без ремонта. Все они имели удивительно плавный ход, солидную представительную внешность и, можно сказать, царственную осанку. Их создателем был Мариус Барбару, получивший «автомобильное образование» еще у Бенца. В гамму «Делонэ-Бельвилля» входили многочисленные варианты машин мощностью от 15 до 70 сил с четырех- и шестицилиндровыми двигателями с неизменно круглым радиатором и покатыми боковинами капота, напоминавшими переднюю часть паровоза. Каждый из цилиндров отливался отдельно, большинство моделей имело главную цепную передачу и рессорную подвеску, причем особо роскошные образцы получали еще одну дополнительную поперечную рессору сзади. Надо отметить, что фирма «Делонэ-Бельвилль» прославилась так же выпуском самых маленьких в мире шестицилиндровых моторов мощностью всего лишь в 10-12 сил.
Открытый «Делонэ-Бельвилль» царя Николая II во время военных маневров (1914 г.)
Прогулочный 2-местный «Делонэ-Бельвилль» с кузовом «Лябурдетт» (1912 г.) с задним сцеплением для лакея
«Делонэ-Бельвилль» Н-6В (1910 г.) мощностью 60 л.с, на базе которого сделали царский вариант
Все эти особенности значительно повышали стоимость машин, зато они отличались бесшумностью, высоким комфортом и качеством. Это как раз и определило предрасположенность к ним царствующих особ, а заодно повышало авторитет компании. Общее же производство было незначительным. Только машин с шестицилиндровыми моторами, основных в гамме «Делонэ-Бельвилля», было сделано до 1916 года всего 3800 штук.
До первой мировой войны «Делонэ-Бельвилли» имел огромный престиж в мире, чему способствовали поставки для российского двора и для других важных персон, в том числе и для президента Франции Раймона Пуанкарз. «Делонэ-Бельвилли» тогда называли царскими автомобилями или французскими «роллс-ройсами», и некоторые образцы ценились выше известной английской маркиДо сих пор эти автомобили остаются раритетами и наиболее ценными экспонатами зарубежных музеев.
Как часто бывало, однобокое ориентирование на чрезвычайно изысканные машины в итоге не привело к добру. Так же стало и с «Делонэ-Бельвиллем». Кое-как протянув еще пару десятков лет и полностью потеряв престиж и собственное лицо, фирма распалась сразу после второй мировой войны. Но у нас она остается в памяти как главный поставщик автомобилей для двора Его императорского Величества.
Автомобили «Делонэ-Бельвилль» - редчайшие экспонаты зарубежных музеев, но ни один из них не может соперничать с самым роскошным образцом, находившимся в царском гараже.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ДЕЛОНЭ-БЕЛЬВИЛЛЬ-70 CV» (1912 г.)
Число мест - 7. Двигатель шестицилиндровый рядный водяного охлаждения с пневматическим запуском. Объем - 11846 см3. Мощность - 70 л.с. Число передач - 4. База - 4100 мм. Длина - 5350 мм. Масса - около 4тонн. Максимальная скорость - 60 км/ч.
Оставьте ваш комментарий