Блог

Вряд ли кто-либо из наших современников не слы­шал красивого названия роскошных легковых автомобилей-классиков 20-30 годов «Испано-Сюиза». Но вряд ли кто хотя бы раз видел одну «живую» машину этой марки.

А ведь в свое время они славились на весь мир, превосхо­дя по качеству и комфорту почти все европейские и аме­риканские машины, и име­новались «французскими роллс-ройсами» Люди пре­клонного возраста помнят давние романсы со слова­ми: «...Вас баюкает в мягкой качели голубая «Испано- Сюиза».. «Его пели и в три­дцатые, и в пятидесятые, как во Франции, так и у нас, даже не подозревая, что странное сочетание «Испано-Сюиза» - это про­сто-напросто марка авто­мобиля. 

История «Испано-Сюизы» неразрывно связана с талантливым швейцар­ским инженером Марком Биркигтом (1878 - 1953).

Он родился в Женеве, окончил там техническую школу, а потом с друзьями перебрался в Испанию в поисках интересной рабо­ты. В 1899 году он устраи­вается в местной компа­нии «Эмилио де ля Куарда» в Барселоне, где работает над электрическими омни­бусами. Одновременно Биркигт увлекся бензино­выми двигателями, считая, что именно за ними буду­щее, и организовал при фирме «студию бензомо­торов». Там он собствен­ными руками сделал две свои первые легковые ма­шины мощностью 4,5 и 10 сил. В 1901 году «ля Куарда» зашла в финансовый тупик, предприятие ликвидирова­ли, а Биркигт вместе со своими машинами перебрался под вывеску другой небольшой фирмы «Ф.Кастро», где продолжал делать те же автомобили, но уже под маркой «Кастро», добавив со временем к ним еще и 14-сильную модель. Но век и этой фирмы был недолог. В 1904 году после ряда забастовок она распалась. На ее «руинах» в июне 1904 года Марк Биркигт основывает собственную автомобильную компанию с капиталом 250 тысяч песет, назвав ее «Ля Испано-Сюиза де Аугомовилес» или просто «Испано-Сюиза», то есть «испано-швейцарская».

Первый вариант спортивного кабриолета «Испано-Сюиза» П012 г.) назвали по имени молодого испанского монаха 

Наиболее известный спортивный вариант автомобиля «Альфонсо XIII» (1913 г.) 

С этого времени начинается восхождение на небо­склоне «автомобильной звезды» под именем «Испано-Сюиза». Начав с выпуска прежних моделей, Биркигт ак­тивно разрабатывает все новые и новые конструкции. 

Успех ему сопутствует. Созданные автомобили представляли собой во­площение комфорта, рос­коши и качества, поэтому сразу же привлекали вни­мание не только богатых покупателей, но даже и са­мого короля Испании Аль­фонсо XIII. Впрочем, ко­роль был совсем молодым и сам страшно увлекался автомобилями, часто са­дясь за руль гоночных ма­шин и участвуя во многих соревнованиях. Да, были, оказывается, когда-то та­кие короли. Он впервые познакомился с автомоби­лями «Испано-Сюиза» еще на Мадридском автосало­не в 1905 году. Там он и ку­пил первый фаэтон этой марки. Продолжение пос­ледовало в следующем го­ду, когда король, посетив Парижский салон, увидел там новые модели «Испано-Сюизы» Он проникся национальной гордостью за такую совершенную и по-королевски роскошную продукцию из его страны и тут же купил се­бе еще 3 машины. Дейст­вительно, это были «коро­левские автомобили», пре­восходящие все существо­вавшие в те годы самые лучшие самодвижущиеся экипажи. Некоторые из ма­шин «Испано-Сюиза» тех лет имели гигантские шести­цилиндровые моторы объемом 11243 см3, развивавшие мощность 60-75 л.с. Одновременно «Испано-Сюиза» предлагала небольшие элегантные спортивные двухме­стные машины мощностью всего в 12-15 сил, но дости­гавшие скорости 100 км/ч. 

Все они очень понравились королю Испании, и на фирму снизошло монаршее покровительство, которое служило залогом благополучия. В ответ пришлось прикладывать максимум усилий, чтобы ублажать короля. С тех пор все первые экземпляры автомобилей «Испано-Сюиза» непременно направлялись на королевский двор для высочайшего одобре­ния. Особо понравившие­ся машины Альфонсо ос­тавлял себе. 

В истории автомобиль­ного дела существует не­мало примеров, когда цар­ствующие особы невольно создавали рекламу автомо­бильным фирмам и содей­ствовали их процветанию просто тем, что выбирали их продукцию в качестве своих выездных автомоби­лей. Так случилось и в на­шем случае. Это заложило прочные финансовые ос­новы молодой компании и создало ей высокий авто­ритет, поднимая на недо­сягаемую высоту. Особо примечательна судьба од­ной из легких спортивных машин этой марки. 

Двухместный гоночный вариант автомобиля «Испано-Сюиза Альфонсо XIII» (1912 г.) развивал скорость 150 км/ч 

Двухместный 65-сильньшродстер «Альфонсо» выпускался в Испании под обозначением Т-15 

Эта миниатюрная машинка с кузовом «спидстер» носила королевское имя «Альфонсо ХШ» 

Еще в 1907 году «Испано-Сюиза» построила двухместный спортивный автомобиль модели В мощностью 45 л.с. с двига­телем в 3,4 литра. Ее вари­анты с моторами 2,6 л участвовали во многих со­ревнованиях и победили в гонках в Болонье. В 1911 году Биркигт на их базе сделал свой самый приме­чательный спортивный автомобиль того периода «тип 45». Сам король уча­ствовал на нем в 1912 году в пробеге от Сан-Себастъяна до Мадрида и устано­вил рекорд трассы. После этого в его честь автомо­биль назвали «Альфонсо XIII» или просто «Альфон­со». он имел четырехци­линдровый 3,6-литровый мотор мощностью 65 сил, трехступенчатую коробку фанцузской системы «Гоч­кисс», рессорную подвеску и развивал максимальную скорость 130 км/ч. «Агьфонсо» выпускался сравнитель­но небольшими партиями на заводе в Барселоне, а по­том и на французском предприятии в первые послево­енные годы. Он остался в истории как первый в мире серийный спортивный автомобиль, отличаясь стреми­тельностью и изящностью форм, огромными фара­ми и плоскими передни­ми крыльями, большими колесами с проволочны­ми спицами, закреплен­ными на оси одной цент­ральной гайкой. По мне­нию специалистов, «Альфонсо» стал образцом ав­томобильной красоты своего времени. На его ба­зе строились многочис­ленные спортивные и го­ночные машины с двига­телями объемом от 2,2 до 4,7 л, развивавшие мощ­ность до 100 сил, которая позволяла достигать ско­рости 150 км/ч. Примеча­тельно и то, что лицензию на сборку «Испано-Сюизы Альфонсо» приобрел даже Русско-Балтийский вагон­ный завод, но выпустить до начала войны такие ав­томобили уже не успели. Сейчас можно лишь поле­мизировать на тему: «А что бы было, если бы эти машины, представлявшие высший мировой уро­вень, стали выпускаться в нашей стране?...» 

В различных исполне­ниях «Альфонсо» выпус­кался в Испании и Фран­ции до 1920 года. В более поздних вариантах он по­лучил четырехступенчатую коробку, подвеску задних колес на 3/4-эллиптических рессорах, тормоза на всех колесах, базу на 36 сантиметров длиннее и самые разные кузова. «Альфонсо» встал во главе семейства самых лучших и престижных машин своего времени, основная слава к которым при­шла в последующие годы. Заложенные в «Альфонсо» технические и стилистические идеи были развиты в са­мой знаменитой машине «Испано-Сюиза» серии Н-6.

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ИСПАНО-СЮИЗА АЛЬФОНСО XIII» (1912 г.)

Число мест - 2. Двигатель четырехцилин.дровый рядный водяного охлаждения. Объем - 3620 см3. Мощность - 65 л.с. при 2300 об/мин. Число передач - 3. База 2660 мм. Длина - 3890 мм, ширина - 1520 мм. Колея - 1320 мм. Масса шасси - 658 кг, с кузовом - 1180 кг. Максимальная скорость - 130 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: