Вряд ли кто-либо из наших современников не слышал красивого названия роскошных легковых автомобилей-классиков 20-30 годов «Испано-Сюиза». Но вряд ли кто хотя бы раз видел одну «живую» машину этой марки.
А ведь в свое время они славились на весь мир, превосходя по качеству и комфорту почти все европейские и американские машины, и именовались «французскими роллс-ройсами» Люди преклонного возраста помнят давние романсы со словами: «...Вас баюкает в мягкой качели голубая «Испано- Сюиза».. «Его пели и в тридцатые, и в пятидесятые, как во Франции, так и у нас, даже не подозревая, что странное сочетание «Испано-Сюиза» - это просто-напросто марка автомобиля.
История «Испано-Сюизы» неразрывно связана с талантливым швейцарским инженером Марком Биркигтом (1878 - 1953).
Он родился в Женеве, окончил там техническую школу, а потом с друзьями перебрался в Испанию в поисках интересной работы. В 1899 году он устраивается в местной компании «Эмилио де ля Куарда» в Барселоне, где работает над электрическими омнибусами. Одновременно Биркигт увлекся бензиновыми двигателями, считая, что именно за ними будущее, и организовал при фирме «студию бензомоторов». Там он собственными руками сделал две свои первые легковые машины мощностью 4,5 и 10 сил. В 1901 году «ля Куарда» зашла в финансовый тупик, предприятие ликвидировали, а Биркигт вместе со своими машинами перебрался под вывеску другой небольшой фирмы «Ф.Кастро», где продолжал делать те же автомобили, но уже под маркой «Кастро», добавив со временем к ним еще и 14-сильную модель. Но век и этой фирмы был недолог. В 1904 году после ряда забастовок она распалась. На ее «руинах» в июне 1904 года Марк Биркигт основывает собственную автомобильную компанию с капиталом 250 тысяч песет, назвав ее «Ля Испано-Сюиза де Аугомовилес» или просто «Испано-Сюиза», то есть «испано-швейцарская».
Первый вариант спортивного кабриолета «Испано-Сюиза» П012 г.) назвали по имени молодого испанского монаха
Наиболее известный спортивный вариант автомобиля «Альфонсо XIII» (1913 г.)
С этого времени начинается восхождение на небосклоне «автомобильной звезды» под именем «Испано-Сюиза». Начав с выпуска прежних моделей, Биркигт активно разрабатывает все новые и новые конструкции.
Успех ему сопутствует. Созданные автомобили представляли собой воплощение комфорта, роскоши и качества, поэтому сразу же привлекали внимание не только богатых покупателей, но даже и самого короля Испании Альфонсо XIII. Впрочем, король был совсем молодым и сам страшно увлекался автомобилями, часто садясь за руль гоночных машин и участвуя во многих соревнованиях. Да, были, оказывается, когда-то такие короли. Он впервые познакомился с автомобилями «Испано-Сюиза» еще на Мадридском автосалоне в 1905 году. Там он и купил первый фаэтон этой марки. Продолжение последовало в следующем году, когда король, посетив Парижский салон, увидел там новые модели «Испано-Сюизы» Он проникся национальной гордостью за такую совершенную и по-королевски роскошную продукцию из его страны и тут же купил себе еще 3 машины. Действительно, это были «королевские автомобили», превосходящие все существовавшие в те годы самые лучшие самодвижущиеся экипажи. Некоторые из машин «Испано-Сюиза» тех лет имели гигантские шестицилиндровые моторы объемом 11243 см3, развивавшие мощность 60-75 л.с. Одновременно «Испано-Сюиза» предлагала небольшие элегантные спортивные двухместные машины мощностью всего в 12-15 сил, но достигавшие скорости 100 км/ч.
Все они очень понравились королю Испании, и на фирму снизошло монаршее покровительство, которое служило залогом благополучия. В ответ пришлось прикладывать максимум усилий, чтобы ублажать короля. С тех пор все первые экземпляры автомобилей «Испано-Сюиза» непременно направлялись на королевский двор для высочайшего одобрения. Особо понравившиеся машины Альфонсо оставлял себе.
В истории автомобильного дела существует немало примеров, когда царствующие особы невольно создавали рекламу автомобильным фирмам и содействовали их процветанию просто тем, что выбирали их продукцию в качестве своих выездных автомобилей. Так случилось и в нашем случае. Это заложило прочные финансовые основы молодой компании и создало ей высокий авторитет, поднимая на недосягаемую высоту. Особо примечательна судьба одной из легких спортивных машин этой марки.
Двухместный гоночный вариант автомобиля «Испано-Сюиза Альфонсо XIII» (1912 г.) развивал скорость 150 км/ч
Двухместный 65-сильньшродстер «Альфонсо» выпускался в Испании под обозначением Т-15
Эта миниатюрная машинка с кузовом «спидстер» носила королевское имя «Альфонсо ХШ»
Еще в 1907 году «Испано-Сюиза» построила двухместный спортивный автомобиль модели В мощностью 45 л.с. с двигателем в 3,4 литра. Ее варианты с моторами 2,6 л участвовали во многих соревнованиях и победили в гонках в Болонье. В 1911 году Биркигт на их базе сделал свой самый примечательный спортивный автомобиль того периода «тип 45». Сам король участвовал на нем в 1912 году в пробеге от Сан-Себастъяна до Мадрида и установил рекорд трассы. После этого в его честь автомобиль назвали «Альфонсо XIII» или просто «Альфонсо». он имел четырехцилиндровый 3,6-литровый мотор мощностью 65 сил, трехступенчатую коробку фанцузской системы «Гочкисс», рессорную подвеску и развивал максимальную скорость 130 км/ч. «Агьфонсо» выпускался сравнительно небольшими партиями на заводе в Барселоне, а потом и на французском предприятии в первые послевоенные годы. Он остался в истории как первый в мире серийный спортивный автомобиль, отличаясь стремительностью и изящностью форм, огромными фарами и плоскими передними крыльями, большими колесами с проволочными спицами, закрепленными на оси одной центральной гайкой. По мнению специалистов, «Альфонсо» стал образцом автомобильной красоты своего времени. На его базе строились многочисленные спортивные и гоночные машины с двигателями объемом от 2,2 до 4,7 л, развивавшие мощность до 100 сил, которая позволяла достигать скорости 150 км/ч. Примечательно и то, что лицензию на сборку «Испано-Сюизы Альфонсо» приобрел даже Русско-Балтийский вагонный завод, но выпустить до начала войны такие автомобили уже не успели. Сейчас можно лишь полемизировать на тему: «А что бы было, если бы эти машины, представлявшие высший мировой уровень, стали выпускаться в нашей стране?...»
В различных исполнениях «Альфонсо» выпускался в Испании и Франции до 1920 года. В более поздних вариантах он получил четырехступенчатую коробку, подвеску задних колес на 3/4-эллиптических рессорах, тормоза на всех колесах, базу на 36 сантиметров длиннее и самые разные кузова. «Альфонсо» встал во главе семейства самых лучших и престижных машин своего времени, основная слава к которым пришла в последующие годы. Заложенные в «Альфонсо» технические и стилистические идеи были развиты в самой знаменитой машине «Испано-Сюиза» серии Н-6.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ИСПАНО-СЮИЗА АЛЬФОНСО XIII» (1912 г.)
Число мест - 2. Двигатель четырехцилин.дровый рядный водяного охлаждения. Объем - 3620 см3. Мощность - 65 л.с. при 2300 об/мин. Число передач - 3. База 2660 мм. Длина - 3890 мм, ширина - 1520 мм. Колея - 1320 мм. Масса шасси - 658 кг, с кузовом - 1180 кг. Максимальная скорость - 130 км/ч.
Оставьте ваш комментарий