О существовании марки «Итала» многие из нас узнали только в июне 1989 года, когда по территории Советского Союза проследовала кавалькада машин, во главе которой шел уникальный итальянский автомобиль- ветеран. Это была знаменитая «Итала-35/45СУ», сохраненная и отреставрированная в Туринском автомобильном музее.
Ее сделали в 1907 году специально для первого в истории трансконтинентального пробега Пекин-Париж. За два месяца с 10 июня по 10 августа 1907 года князь Шипионе Боргезе на «Итале» прошел труднейший путь длиною в 1о000 километров по пескам пустыни Гоби, по мощеным и грунтовым дорогам России, прямо по рельсам Транссибирской железнодорожной трассы и вообще по бездорожью. «Итала» намного опередила всех остальных участников и, преодолев этот фантастический маршрут почти без поломок, стала победительницей пробега. Это принесло ей славу одного из самых знаменитых и легендарных автомобилей нашего столетия. Через 82 года эта же обновленная машина снова проехала от Пекина до Парижа, правда, на это раз итальянцы не решились проехать по Сибири, где, как и в начале века, нет хороших дорог. В августе 1907 года Боргезе со своим экипажем на «Итале» посетил Москву, Петербург, Иркутск, Томск, Казань, Нижний Новгород. Во время своего дубль-пробега путь «Италы» в Москву лежал уже через Закавказье, и на этот раз ее сопровождало около 10 других машин, в том числе мастерская и даже почтовое отделение. Как и в первый раз, юбилейный пробег завершился благополучно и вошел в историю как самый длинный для автомобилей-ветеранов. Он еще раз подтвердил высокое качество и надежность машин марки «Итала», давно сошедшей с автомобильного небосклона. Фирму «Фаббрика Аугомобили Итала» основал в Турине в 1903 году никому не известный инженер Биджио. Его напарником был один из братьев Чейрано, которые стояли у колыбели самых известных итальянских автомобильных фирм и считаются прародителями всей автомобильной индустрии Италии. Своим рождением «Итала» обязана третьему по старшинству Маттео Чейрано (1870 - 1941).
Самая знаменитая «Итала-35/45СУ», совершившая в 1907 году фантастический пробег из Пекина до Парижа
Легковая «Итала-22535СС» (1912 г.) была типичной классической машиной со звуковым сигналом в форме головы змеи
Первым автомобилем марки «Итала» был 3,5сильный квадрицикл с мотором «Де Дион-Бутон». Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба этой небольшой компании, если бы в 1004 году на «Италу» не пришел молодой конструктор Альберто Баллоко (1878 - 1944), который в то время только что закончил политехническую школу. Именно его молодому энтузиазму и таланту обязана «Итала» своим процветанием в последующие годы и победами в соревнованиях и пробегах. Баллоко сконструировал новую коробку передач на шариковых подшипниках и впервые в истории использовал в автомобилях новые специальные сорта особо прочных легированных сталей. Благодаря этому, все последующие модели «Италы» славились добротностью и прочностью. Уже через несколько лет после основания «Итала» стала вторым в Италии производителем автомобилей после ФИАТа, а ее автомобили ценились на уровне наиболее престижных французских и немецких машин. Говорили, что Баллоко подражал «Мерседесу» и даже копировал многие его узлы, но это принесло лишь признание новой итальянской марке и способствовало подъему всей итальянской автомобильной промышленности, которой еще предстояло догонять другие страны Западной Европы.
Большую роль в повышении авторитета «Италы» сыграли ее победы во многих гонках начала века. Гоночные машины этой фирмы были первыми в Кубке Флорио в 1905 году и в Кубке скорости в 1907 году. Тогда же 40-сильная гоночная «Итала» одержала победу в престижных соревнованиях «Тарга Флорио», на ее базе сделали модель 34/45CV, которая первенствовала в пробеге Пекин-Париж. Именно эта машина с 7,4литровым двигателем считается самой знаменитой «Италой». Она является фактически переделанным гоночным автомобилем и выходит за рамки нашей тематики.
Мы же расскажем о другой «Итале» - обычном легковом автомобиле модели 25/35 CV с пятиместным кузовом «торпедо». Ее история началась в 1909 году, когда на фирме пришли к выводу, что на выпуске одних только дорогих машин можно вскоре прогореть. 1ак было принято решение о начале работ над более дешевыми и простыми машинами среднего класса. Первой из них была двухлитровая модель 16/20 CV, а в 1911 году за нею последовала модификация с мотором объемом 2,25 л, имевшим боковые клапаны. С нее-то и начал Баллоко свои известные эксперименты с этими самыми клапанами, которые никогда не давали покоя всем изобретателям. Он пытался внедрить необычные клапаны, напоминающие по форме гриб шампиньон, и так называемые ротативные, то есть вращающиеся клапаны с грибовидным толкателем. Они нагревались равномернее и служили дольше. Ими оснастили новую «Италу-25/35 CV» У нее был четырехцилиндровый мотор объемом 5,4 л с двумя раздельными чугунными блоками. В остальном это была обычная легковая машина, очень похожая на ранние ФИАТы. Сцепление было многодисковым, а все прочие агрегаты традиционными: механическая коробка, рессорная подвеска, задние барабанные тормоза. Отличала эту «Италу» одна небольшая, но броская деталь внешнего оформления. Это была длинная металлическая трубка, идущая от резиновой груши звукового сигнала, стоявшего справа от водителя на стойке лобового стекла. Заканчивался этот звуковод стилизованной головой змеи с разинутой пастью, укрепленной на правом переднем крыле. Эта блестящая деталь привлекала внимание, а сегодня служит одним из редчайших и экзотичных атрибутов отделки автомобилей-ветеранов. Может быть, именно этой бронзовой змейке и обязана «Итала-25/35» своим бессмертием. Сейчас эта машина хранится в автомобильном музее в Турине. Она стоит недалеко от героя легендарного пробега Пекин-Париж.
Князь Боргезе на «Итале» въезжает в Париж 10 августа 1907 года, преодолев от Пекина 16000 км
В таких условиях проходил в 1907 году пробег Пекин-Париж: полуразобранная «Итала» форсирует болото
Роскошный «ландо» на шасси «Итала-35/45СУ" (1909 г.), изготовленный для итальянского королевского двора
Что же стало с фирмой «Итога»? Еще многие годы она благополучно существовала, выпуская большие и малые автомобили. На них ставили четырех-, шести- и даже 12-цилиндровые моторы, верхние клапаны и сервоусилители тормозов. И все-таки слава, которую она обрела в первые 10 лет существования, постепенно угасала. Свои автомобили она выпускала лишь до середины 30-х годов.
Слава, обретенная «Италой» в беспримерном пробеге Пекин-Париж, сделала ее одним из наиболее выдающихся представителей начала эпохи автомобилизации нашей планеты. И сегодня благодарные потомки отдают должное создателям этих замечательных машин, а также подвигу бесстрашных людей, которые за рулем своих хрупких экипажей покоряли неведомые им пространства.
ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ИТАЛА-25/35 CV» (1912 г.)
Число мест - 5. Двигатель четырехцилиндровый карбюраторный водяного охлаждения. Объем - 5401 см3. Мощность - 35 л. с. при 1800 об/мин. Число передач - 4. База - 2800 мм. Масса - 1100 кг. Максимальная скорость - 90 км/ч.
Оставьте ваш комментарий