Блог

О существовании марки «Итала» многие из нас узна­ли только в июне 1989 года, когда по территории Совет­ского Союза проследовала кавалькада машин, во главе которой шел уникальный итальянский автомобиль- ветеран. Это была знаме­нитая «Итала-35/45СУ», со­храненная и отреставри­рованная в Туринском ав­томобильном музее.

Ее сделали в 1907 году специ­ально для первого в исто­рии трансконтиненталь­ного пробега Пекин-Париж. За два месяца с 10 ию­ня по 10 августа 1907 года князь Шипионе Боргезе на «Итале» прошел трудней­ший путь длиною в 1о000 километров по пескам пус­тыни Гоби, по мощеным и грунтовым дорогам Рос­сии, прямо по рельсам Транссибирской железно­дорожной трассы и вооб­ще по бездорожью. «Итала» намного опередила всех остальных участников и, преодолев этот фантасти­ческий маршрут почти без поломок, стала победи­тельницей пробега. Это принесло ей славу одного из самых знаменитых и ле­гендарных автомобилей нашего столетия. Через 82 года эта же обновленная машина снова проехала от Пекина до Парижа, правда, на это раз итальянцы не решились проехать по Си­бири, где, как и в начале века, нет хороших дорог. В августе 1907 года Боргезе со своим экипажем на «Итале» посетил Москву, Петербург, Иркутск, Томск, Казань, Нижний Новгород. Во время сво­его дубль-пробега путь «Италы» в Москву лежал уже че­рез Закавказье, и на этот раз ее сопровождало около 10 других машин, в том числе мастерская и даже почтовое отделение. Как и в первый раз, юбилейный пробег завер­шился благополучно и вошел в историю как самый длинный для автомобилей-ветеранов. Он еще раз под­твердил высокое качество и надежность машин марки «Итала», давно сошедшей с автомобильного небосклона. Фирму «Фаббрика Аугомобили Итала» основал в Ту­рине в 1903 году никому не известный инженер Биджио. Его напарником был один из братьев Чейрано, которые стояли у колыбели самых известных итальянских авто­мобильных фирм и счита­ются прародителями всей автомобильной индустрии Италии. Своим рождением «Итала» обязана третьему по старшинству Маттео Чейрано (1870 - 1941). 

Самая знаменитая «Итала-35/45СУ», совершившая в 1907 году фантастический пробег из Пекина до Парижа 

Легковая «Итала-22535СС» (1912 г.) была типичной класси­ческой машиной со звуковым сигналом в форме головы змеи 

Первым автомобилем марки «Итала» был 3,5­сильный квадрицикл с мо­тором «Де Дион-Бутон». Не­известно, как бы сложилась дальнейшая судьба этой не­большой компании, если бы в 1004 году на «Италу» не пришел молодой конст­руктор Альберто Баллоко (1878 - 1944), который в то время только что закончил политехническую школу. Именно его молодому эн­тузиазму и таланту обязана «Итала» своим процветани­ем в последующие годы и победами в соревнованиях и пробегах. Баллоко скон­струировал новую коробку передач на шариковых подшипниках и впервые в истории использовал в ав­томобилях новые специ­альные сорта особо проч­ных легированных сталей. Благодаря этому, все после­дующие модели «Италы» славились добротностью и прочностью. Уже через не­сколько лет после основа­ния «Итала» стала вторым в Италии производителем автомобилей после ФИАТа, а ее автомобили ценились на уровне наиболее престижных французских и немецких машин. Говорили, что Баллоко подражал «Мерседесу» и даже копировал многие его узлы, но это принесло лишь признание новой итальянской марке и способствовало подъему всей итальянской авто­мобильной промышленности, которой еще предстояло догонять другие страны Западной Европы. 

Большую роль в повышении авторитета «Италы» сыг­рали ее победы во многих гонках начала века. Гоночные машины этой фирмы были первыми в Кубке Флорио в 1905 году и в Кубке скорости в 1907 году. Тогда же 40-сильная гоночная «Итала» одержала победу в пре­стижных соревнованиях «Тарга Флорио», на ее базе сделали модель 34/45CV, которая первенствовала в пробеге Пекин-Париж. Именно эта машина с 7,4­литровым двигателем счи­тается самой знаменитой «Италой». Она является фа­ктически переделанным гоночным автомобилем и выходит за рамки нашей тематики. 

Мы же расскажем о дру­гой «Итале» - обычном лег­ковом автомобиле модели 25/35 CV с пятиместным кузовом «торпедо». Ее исто­рия началась в 1909 году, когда на фирме пришли к выводу, что на выпуске од­них только дорогих машин можно вскоре прогореть. 1ак было принято решение о начале работ над более дешевыми и простыми ма­шинами среднего класса. Первой из них была двух­литровая модель 16/20 CV, а в 1911 году за нею после­довала модификация с мо­тором объемом 2,25 л, имевшим боковые клапа­ны. С нее-то и начал Баллоко свои известные эксперименты с этими самыми клапанами, которые нико­гда не давали покоя всем изобретателям. Он пытался внедрить необычные кла­паны, напоминающие по форме гриб шампиньон, и так называемые ротативные, то есть вращающиеся клапаны с грибовидным толкателем. Они нагрева­лись равномернее и служи­ли дольше. Ими оснастили новую «Италу-25/35 CV» У нее был четырехцилиндровый мотор объемом 5,4 л с дву­мя раздельными чугунными блоками. В остальном это была обычная легковая машина, очень похожая на ран­ние ФИАТы. Сцепление было многодисковым, а все про­чие агрегаты традиционными: механическая коробка, рессорная подвеска, задние барабанные тормоза. От­личала эту «Италу» одна не­большая, но броская деталь внешнего оформления. Это была длинная металличе­ская трубка, идущая от ре­зиновой груши звукового сигнала, стоявшего справа от водителя на стойке ло­бового стекла. Заканчивал­ся этот звуковод стилизо­ванной головой змеи с ра­зинутой пастью, укреплен­ной на правом переднем крыле. Эта блестящая де­таль привлекала внимание, а сегодня служит одним из редчайших и экзотичных атрибутов отделки автомо­билей-ветеранов. Может быть, именно этой бронзо­вой змейке и обязана «Итала-25/35» своим бессмер­тием. Сейчас эта машина хранится в автомобильном музее в Турине. Она стоит недалеко от героя леген­дарного пробега Пекин-Париж. 

Князь Боргезе на «Итале» въезжает в Париж 10 августа 1907 года, преодолев от Пекина 16000 км 

В таких условиях проходил в 1907 году пробег Пекин-Париж: полуразобранная «Итала» форсирует болото 

Роскошный «ландо» на шасси «Итала-35/45СУ" (1909 г.), изготовленный для итальянского королевского двора 

Что же стало с фирмой «Итога»? Еще многие годы она благополучно сущест­вовала, выпуская большие и малые автомобили. На них ставили четырех-, ше­сти- и даже 12-цилиндро­вые моторы, верхние кла­паны и сервоусилители тормозов. И все-таки сла­ва, которую она обрела в первые 10 лет существова­ния, постепенно угасала. Свои автомобили она вы­пускала лишь до середины 30-х годов. 

Слава, обретенная «Ита­лой» в беспримерном про­беге Пекин-Париж, сделала ее одним из наиболее вы­дающихся представителей начала эпохи автомобилизации нашей планеты. И сегод­ня благодарные потомки отдают должное создателям этих замечательных машин, а также подвигу бесстраш­ных людей, которые за рулем своих хрупких экипажей покоряли неведомые им пространства. 

ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ИТАЛА-25/35 CV» (1912 г.)

Число мест - 5. Двигатель четырехцилиндровый карбюраторный водяного охлаждения. Объем - 5401 см3. Мощность - 35 л. с. при 1800 об/мин. Число передач - 4. База - 2800 мм. Масса - 1100 кг. Максимальная скорость - 90 км/ч.

Оставьте ваш комментарий

К нам приезжают, потому что:

У нас заказывают сложный ремонт, потому что:

С нами удобно, потому что: